Ученые: курение меняет ДНК ребенка в утробе матери

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Ученые выяснили, что курение во время беременности приводит к появлению изменений в работе более шести тысяч участков ДНК в результате появления особых химических "меток" на поверхности белков, в который упакован наш генетический код.

МОСКВА, 1 апр – РИА Новости. Наблюдения за здоровьем шести тысяч беременных женщин показали, что курение во время ношения плода приводит к появлению изменений в структуре ДНК ребенка в утробе, что свидетельствует о повышенной опасности табака для здоровья матери и детей, говорится в статье, опубликованной в American Journal of Human Genetics.

"Крайне удивительно видеть то, как те же самые эпигенетические изменения в структуре генов, которые характерны для курильщиков, затрагивают те же самые гены в организме новорожденных детей. Так как эмбрионы не  могут курить, все это передается через кровь матери и ее плаценту", — заявила Стефания Лондон (Stephanie London) из Национальных институтов общественного здоровья США.

Курение, как объясняют Лондон и ее коллеги, часто приводит к появлению мутаций в клетках легких, а также к изменениям в структуре "упаковки" генов в ДНК всех клеток тела, которые нередко меняют их активность, заставляя клетки чаще или реже считывать их. Эффект от подобных изменений, которые генетики называют "эпигенетическими" пока не до конца изучен.

Относительно недавно, по словам авторов статьи, молекулярные биологи обнаружили, что табачный дым способен вызывать подобные изменения в зародышах на ранних этапах их развития при их выращивании в пробирках. Группа Лондон попыталась выяснить, происходит ли такие изменения в утробе матерей, не отказывающихся от курения после зачатия ребенка.

Авторы статьи, Герберт Вирджин и Тад Стаппенбек
Ученые: матери передают часть своих черт детям через ДНК бактерий

Для этого ученые собрали группу из почти семи тысяч беременных женщин-добровольцев, чуть больше трети которых постоянно или эпизодически курила во время вынашивания плода. После того, как дети родились, ученые собирали пробы крови у матери и ребенка, и изучали то, как была устроена "упаковка" их ДНК.

Как показали эти наблюдения, регулярное курение во время беременности приводило к масштабным изменениям в устройстве гистонов — белков, обволакивающих ДНК. В общей сложности ученые насчитали более шести тысяч участков на их поверхности, структура которых была изменена у детей, росших в утробе курильщиц.

По словам Лондон, гены, которые были расположены под этими участками гистонов, управляют ростом и работой легких, нервной системы, предрасположенностью к раку и различным врожденным уродствам рта и глотки. Почти все подобные эпигенетические метки, как показал анализ ДНК старших братьев и сестер этих детей, продолжают оставаться на их ДНК даже после нескольких лет жизни.

Сейчас ученые анализируют влияние каждой из таких модификаций "упаковки" ДНК по-отдельности, пытаясь понять ту роль, которую они могут играть в развитии проблем со здоровьем, связанных с курением. Эти сведения помогут точнее понять то, какую угрозу несет за собой курение для матери и ее детей.