Ученые нашли следы "первой мировой войны" Бронзового века в Германии

© Фото : Tim Schoon, University of IowaСлева – череп человека, справа – неандертальцаСлева – череп человека, справа – неандертальца
Ученые обнаружили на берегу реки в Северной Германии следы масштабного сражения конца Бронзового века, которое поставило под сомнение идею о том, что Европа отставала в военно-экономическом плане от Древнего Египта и прочих лидеров античности.

МОСКВА, 28 мар – РИА Новости. Археологи нашли у берегов реки неподалеку от Балтийского моря следы массового побоища, которое произошло на древнем мосту примерно 3,2 тысячи лет назад и в ходе которого погибло несколько тысяч воинов двух враждующих древнегерманских племен, сообщает новостная служба журнала Science.

"Если наша гипотеза верна, и все эти артефакты относятся к одному и тому же событию, то тогда мы смотрим на следы конфликта таких масштабов, которые мы никогда не находили к северу от Альп. Его просто не с чем сравнивать. Вполне возможно, что это первый ископаемый след "мировой войны" древнего мира", — заявил Томас Тербергер (Thomas Terberger) из Центра культурного наследия Нижней Саксонии в Ганновере (Германия).

Тербергер и его коллеги натолкнулись на следы "настоящей" первой мировой войны Европы, изучая необычное захоронение жителей Германии времен конца Бронзового века, которое было открыто археологом-любителем в 1996 году на берегах реки Толленсе, в 120 километрах от Берлина.

Река смерти

Первые же раскопки показали, что здесь были захоронены несколько людей, погибших в ходе сражения примерно в 1250 году до нашей эры. Плотность их останков и предполагаемых орудий их убийства – толстых дубинок, бронзовых наконечников стрел – заставила Тербергера и его коллег подключиться к исследованию данного захоронения и всесторонне изучить его с 2009 по 2015 год.

Результаты этих раскопок оказались шокирующими – в одной из точек на берегу реки, на "пятачке" площадью всего 12 квадратных метров, ученым удалось найти целую груду человеческих останков – свыше 1400 костей и 20 черепов, а также множество каменного и бронзового оружия. За шесть лет раскопок ученые обнаружили здесь останки пяти лошадей и более ста воинов, а также огромное число артефактов.

Как полагают ученые, эти останки являются "эхом" масштабной и кровопролитной битвы, которая разыгралась на мосту через Толленсе и ее заболоченных берегах. В ней, по оценкам Тербергера, приняло участие несколько тысяч воинов из враждовавших друг с другом племен. Участники побоища были вооружены копьями, стрелами и палицами, часть из них ехала в бой на лошадях.

Сражение закончилось катастрофически для одной из сторон, чьи воины не выдержали натиска и пытались сбежать с поля битвы. Они получали стрелы или копья в спину и падали в болота у берегов Толленсе, которые защитили их тела от потенциального надругательства и мародерства.

Война стала профессией

Столь масштабная битва удивила ученых – до настоящего времени археологи и историки думали, что ничего подобного не могло происходить в Европе по причине небольшой плотности населения, отсутствия государственности и слабого экономико-политического развития региона. Находки, сделанные на берегах Толленсе, говорят, что это было далеко не так.

К примеру, различия в изотопном составе костей и зубов у участников битвы говорят о том, что многие из воинов прибыли в данный регион Германии издалека, преодолев сотни километров. Это означает, что в то время уже сформировался отдельный социальный слой воинов-наемников, готовых принимать участие в войнах вдалеке от их родины. В пользу этого говорит и то, что кости примерно трети воинов уже несли на себе застарелые следы предыдущих битв.

Сейчас раскопано всего 3-4% от общей площади могильника, и раскопки пока приостановлены, так как у Тербергера и его команды нет спонсора. Как надеются ученые, публикация новых научных работ, посвященных этой "первой мировой войне" Европы, поможет им заручиться финансовой поддержкой со стороны государства и любителей старины.