Ученые выяснили, почему вирус Зика может вызывать микроцефалию

Распространение вируса Зика (396)
Врач берет кровь у младенца с микроцефалией в Жуан-Песоа, Бразилия
Биологи раскрыли возможную причину развития микроцефалии у детей, рождающихся у матерей, зараженных вирусом Зика - оказалось, что этот патоген заражает и убивает "заготовки" клеток коры мозга в эмбрионе.

МОСКВА, 5 мар – РИА Новости. Эксперименты на культурах стволовых клеток помогли ученым раскрыть причину того, почему заражение беременной женщины вирусом Зика, возможно, вызывает микроцефалию у ее ребенка – оказалось, что вирус заражает и убивает "заготовки" клеток коры мозга в эмбрионе, говорится в статье, опубликованной в журнале Cell Stem Cell.

"Это всего лишь первый шаг в изучении этой болезни. Мы показали, что вирус Зика может заражать те стволовые клетки в пробирке, из аналогов которых формируется кора головного мозга во время развития зародыша. Мы до сих пор не знаем, что происходит с ними, и пока мы не можем уверенно говорить о наличии 100% связи между микроцефалией и Зикой", — заявил Хунцзюнь Сун (Hongjun Song) из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США).

Сун и его коллеги пришли к такому выводу, экспериментируя с различными культурами стволовых клеток, аналогичные тем, что можно встретить внутри растущего человеческого зародыша. Биологи заражали их вирусом Зика и наблюдали за тем, как менялась работа этих клеток.

Эти эксперименты показали, что данный патоген способен быстро и легко проникать внутрь особых клеток, которые на поздних стадиях развития зародыша превращаются в клетки коры мозга, и трансформировать их, как выражаются биологи, в "фабрики по производству новых вирусных частиц".

Лаборатория по определению вируса Зика в институте ФОК Рио-де-Жанейро
Ученые выяснили, откуда вирус лихорадки Зика проник в Колумбию

По словам ученых, буквально через три дня после ввода вируса в культуру стволовых клеток более 90% будущих клеток коры мозга были заражены. Это заражение сопровождалось не только выработкой гигантского количество вирусных частиц, но и серьезными нарушениями в цикле жизни клеток, что приводило к замедлению их роста и деления, а также  массовой гибели.

Причиной подобного массового заражения, как считают исследователи, было то, что по каким-то причинам гены, защищающие будущие нейроны от заражения вирусами, были отключены на этой стадии развития. Сейчас генетики пытаются понять, как можно предотвратить их заражение, а также более подробно изучают последствия от проникновения вируса Зика в будущие нейроны коры.

Девушка защищенная москитной сеткой в больнице в Луке, Парагвай
Медики: вирус Зика может привести к гибели ребенка в утробе матери

Лихорадка Зика распространяется москитами, и заражение лихорадкой Зика приводит к развитию симптомов, похожих на лихорадку, чесотку и боль в суставах. По текущей статистике ВОЗ, примерно четыре из пяти заразившихся взрослых людей не испытывают серьезных недомоганий, и в целом эта лихорадка редко приводит к смерти больного.

С другой стороны, как показывают наблюдения за больными в Бразилии, женщины, переболевшие лихорадкой Зика во время беременности, часто рожают детей с серьезными дефектами развития – микроцефалией и другими деформациями черепа и скелета. По этой причине власти Эль-Сальвадора призвали женщин отложить беременность на два года, пока медики не справятся с вирусом.