Астрономы: под поверхностью Харона может скрываться замороженный океан - РИА Новости, 19.02.2016

Астрономы: под поверхностью Харона может скрываться замороженный океан

© NASA / SwRI/JHUAPLДанные структуры на поверхности Харона свидетельствуют о наличии океана в недрах спутника Плутона
Необычные сверхглубокие каньоны, впадины и трещины на поверхности Харона, спутника Плутона, открытые зондом New Horizons, свидетельствуют о том, что в прошлом под его поверхностью мог существовать океан из жидкой воды, которая была заморожена впоследствии, что и породило эти "шрамы" на его экваторе.

МОСКВА, 19 фев – РИА Новости. Необычные сверхглубокие каньоны, впадины и трещины на поверхности Харона, спутника Плутона, открытые зондом New Horizons, свидетельствуют о том, что в прошлом под его поверхностью мог существовать океан из жидкой воды, которая была заморожена впоследствии, что и породило эти "шрамы" на его экваторе, сообщает НАСА.

Пролет зонда New Horizons мимо Плутона и его спутников в июле 2015 года показал, что Харон, крупнейший член "свиты" карликовой планеты, обладает очень сложным и контрастным рельефом – на его поверхности ученые нашли гигантские "рвы" глубиной в 4-5 километров, мощные горные гряды и прочие структуры, которые ученые не ожидали увидеть.

К примеру, на экваторе Харона находится целая сеть каньонов, получившая имя "впадина Серенити" в честь корабля из одноименного фантастического фильма, которая является самой длинной вещью подобного рода в Солнечной системе – ее длина превышает 1800 километров, что почти в пять раз больше, чем протяженность Великого Каньона на Земле.

Новые подробные снимки поверхности Харона, в том числе его экваториальных регионов, а также данные о геологической структуре его недр, недавно переданные New Horizons на Землю, помогли планетологам прояснить то, как возникли эти структуры.

Как объясняют ученые, поверхность Харона покрыта тонкой коркой из водяного льда, который, по их мнению, играл роль своеобразной "шубы", защищавшей его недра от потери тепла в прошлые эпохи, когда внутренние регионы планеты оставались теплыми благодаря распаду радиоактивных элементов и остаточному теплу от формирования этого спутника Плутона.

Новый снимок Плутона с зонда New HorizonsРегион Ктулху на Плутоне
Планетологи подозревают, что в недрах Плутона может быть жидкий океан

Этого тепла, по расчетам научной команды New Horizons, должно было быть достаточно для того, чтобы растопить часть воды у приповерхностных слоев недр Харона и породить небольшой подземный океан, опоясывавший экватор и другие регионы планеты, в первые эпохи жизни Солнечной системы.

Через несколько сотен миллионов лет, когда запасы радиоактивных веществ в недрах Харона подошли к концу, этот океан застыл и превратился в лед. Лед, как известно, обладает более низкой плотностью, чем вода, что привело к тому, что бывший океан "разбух" и начал растягивать "кору" Харона, породив все эти складки, каньоны и впадины на его поверхности.

Как надеются ученые, новые подробные снимки поверхности этой планеты, полученные при помощи камеры LORRI, помогут подтвердить наличие океана в недрах Харона, или помогут найти свидетельства в пользу обратного.