Ученые впервые "спаяли" нервные клетки при помощи лазера

Нир Качинский и его лазерный нейропаяльник
Канадские инженеры создали необычный лазерный паяльник, который позволяет склеивать между собой части недавно поврежденных нервных клеток, что потенциально открывает дорогу к созданию приборов по починке разорванного и частично поврежденного спинного мозга и других важных частей нервной системы.

МОСКВА, 10 фев – РИА Новости. Канадские инженеры и нейрофизиологи впервые научились соединять между собой разорванные нервные волокна и "спаивать" разные нервные клетки при помощи лазера, что открывает дорогу для принципиально новых методов лечения травм спинного мозга, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Мы не нейрофизиологи, мы простые инженеры. Мы разрабатываем приборы, которые помогают ученым достичь того, чего они не могли сделать раньше в  опытах или в медицинской практике. Одно время я сильно заинтересовался тем, почему нельзя "склеить" разорванный нерв. Я подумал, что произойдет, если мы "спаяем" только что поврежденный нейрон", — заявил Нир Качинский из университета Альберты в Эдмонтоне (Канада).

Качинский, инженер по образованию, и его коллеги проверили и успешно осуществили эту идею, используя сверхбыстрые и сверхмощные лазеры, чья вспышка длится около 1 в минус 15 степени секунды, и особую жидкость, которая не позволяла нейронам слипаться друг с другом.

Во время эксперимента ученые брали обе нервные клетки в особые "пинцеты", сближали их друг с другом и "обстреливали" их при помощи луча лазера. По словам исследователей, такая "операция" не привела к разрушению оболочки нейронов, а их "спаиванию" друг с другом и формированию общей клеточной мембраны.

Подобная "пайка", как подчеркивают исследователи, заняла всего 15 миллисекунд, тогда как в естественных условиях нейроны повторно соединяются друг с другом через десятки часов. Пока ученые опробовали эту "лазерную пайку" на трех типах клеток, но в ближайшем будущем они планируют провести опыты на целом ряде раковых клеток, которых можно уничтожать при помощи подобных приборов.

"Пока нельзя говорить, что можно взять этот инструмент и "спаять" при его помощи травмированный спинной мозг, но его создание приближает нас к решению этой задачи. Мы теперь лучше понимаем, как такие "нейропаяльники" будут работать", — заключает Адбул Элеззаби (Abdul Elezzabi), коллега Качинского.