Физики придумали, как извлечь информацию из черной дыры

Иллюстрация художника, показывающая супермассивную черную дыру в космосе
Феномен квантовой телепортации может помогать информации о частицах, поглощенных черной дырой, "сбегать" из нее и возвращаться назад в космос, что можно будет экспериментально проверить, если человечеству когда-либо удастся подобраться к горизонту событий такого объекта.

МОСКВА, 24 дек – РИА Новости. Феномен квантовой телепортации может помогать информации о частицах, поглощенных черной дырой, "сбегать" из нее и возвращаться назад в космос, что можно будет экспериментально проверить, если человечеству когда-либо удастся подобраться к горизонту событий такого объекта, заявляют физики, разместившие статью в электронной библиотеке Корнеллского университета.

Черные дыры, возникающие в результате гравитационного коллапса массивных звезд, обладают столь сильным тяготением, что его нельзя преодолеть, не превысив скорость света. Никакие объекты или излучение не могут вырваться из-за границы воздействия черной дыры, которая получила название "горизонт событий".

Знаменитый британский астрофизик Стивен Хокинг предсказал, что судьба частиц, рождающихся рядом с горизонтом событий, может сильно отличаться — одна из пары может попасть за него и исчезнуть из нашего мира, а вторая может остаться "на свободе". Таким образом, черные дыры должны являться источником потока элементарных частиц, который и получил название "излучение Хокинга". Благодаря этому излучению черные дыры могут постепенно "испаряться".

О природе этого излучения ученые спорят уже почти четыре десятилетия. Проблема заключается в том, что если черные дыры действительно ведут себя так, как их описывает Хокинг, то тогда информация о состоянии материи, попадающая в них вместе с поглощаемой "пищей", будет безвозвратно теряться по мере их испарения, что напрямую противоречит законам квантовой механики.

Шон Кэрролл (Sean Carroll) из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) и его коллеги разработали "план побега" информации из черной дыры, который бы не нарушал всех законов классической и квантовой физики, и рассказали о том, как подобный эксперимент можно было бы провести на практике.

Сверхмассивная черная дыра в центре галактики в представлении художника
Черные дыры не уничтожают информацию, заявляют астрофизики

Для его осуществления нужно три вещи – астронавт у горизонта событий, имеющийся у него в руках электрон, а также информация по спину — направлению вращения — черной дыры. Измерив спин черной дыры и то, какими свойствами обладают частицы света, порождаемые излучением Хокинга, астронавт "отпускает" электрон за горизонт событий, безвозвратно теряя его, казалось бы, без возможности узнать его судьбу.

Однако, как показывают  расчеты группы Кэрролла, за его судьбой следить все же можно – для этого достаточно еще раз измерить спин всей черной дыры и то, какими свойствами будут обладать "сбежавшие" фотоны излучения Хокинга.

Это происходит благодаря тому, что электрон "спутывается" на квантовом уровне с фотоном, который остается внутри черной дыры, и при измерении состояния "сбежавшей" частицы информация о свойствах электрона, в соответствии с законами квантовой механики, будет телепортирована за пределы черной дыры.

Черная дыра
Ученый: черная дыра может проглотить Землю, и мы этого не заметим

Конечно, такой эксперимент вряд ли когда-либо можно будет осуществить на практике – пока у ученых нет способов мгновенно измерить спин всей черной дыры и вести мгновенные наблюдения за индивидуальными частицами, которые возникают в результате формирования излучения Хокинга.

Тем не менее даже теоретическое объяснение того, как подобный "побег" информации может происходить, оставляет надежду на то, что ученым в конечном итоге удастся примирить квантовую физику и теорию относительности Эйнштейна, которые пока невозможно "состыковать" при описании черных дыр, и сформулировать квантовую теорию гравитации.

• На счет черных дыр у меня следующий вопрос: Можно ли измерить спин Украины после коллапса экономики и дефолта? И как вернуть 3,5 миллиарда?
    24.12.2015
  • в ответ пользователю AngEL Dark(показатьскрыть)
    AngEL Dark, какое гравитационное взаимодействие тоже? "утрамбованное" до критического состояния космическое тело будет иметь вторую космическую скорость равную - С, т.е. теперь ничто не способно выйти за пределы данного тела. Это и есть чёрная дыра.
    24.12.2015
  • Че-то подумал, почему гравитация сильней после взрыва звезды, чем при её жизни, ведь масса до взрыва была даже больше?
    24.12.2015
  • На основании одной сомнительной теории, построили такой же странный мысленный эксперимент. Поди, попробуй измерить спин спички)))
    Излучение Хокинга, формируется на границе горизонта событий, а не изнутри ЧД и по большому счёту имеет опосредованное отношение к самой ЧД.
    24.12.2015
  • вот блин написали ахинею какую-то...
    ну допустим рождается на горизонте событий пара частица-античастица. Они тут же должны схлопнуться, санигилировать. Но одна засасывается в черную дыру, а другая остается снаружи. И что тогда получается? Антивещество остается снаружи и сразу анигилирует с другим веществом. Баланс потеряется и все вокруг черной дыры будет взаимопоглащаться. Хрень
    24.12.2015
  • Чем больше читаешь подобных материалов, тем больше уверенность, что физики-теоретики живут в мире своих собственных иллюзий, фантазий ума. То у них скорость света предельна, то не предельна, то нельзя читать информацию из ЧД, то можно. Как украинцы прямо. :)))
    24.12.2015
  • Много "если". Квантовое запутываени может преодолеть горизонт событий, только вот половину надо оставить в руке, а половину - доставить за горизонт. Скорость движения будет равна скорости света, время будет остановлено для одного куска и будет идти для второго. Время квантового запутывания измеряется часами. Опять облом.
    24.12.2015
  • Черная дыра, это фактический "мост" между материальным и Духовным мирами.
    То, до чего Вы додумались, давно существует.
    Только информацию Вы получите в том объеме, который нужен для развития цивилизации.
    Информацию о расщеплении атома Вы получили.
    Что в итоге ?
    24.12.2015
  • Главное, чтоб космонавт был осторожней и не оступился и не свалился в горизонт событий.
    24.12.2015
  • Хочу от лица читателей поблагодарить этого сотрудника РИА (наверное одного единственного), который достаточно регулярно переводит общее содержание научных статей публикуемых на arxiv.org, Physics Letters Review, PLOS и других серьезных журналах.
  • Балдею я от физиков/
    Так как физики шутить никто более не умеет/
    А если без зубоскальсьтва тоэто настолько все интересно и непонятно - просто дух захватывает/
    конечно познать что там происходит в дыре человечетву еще не скоро будет дано
    24.12.2015
  • Дмитрий Гулевич, всё дело в плотности. Необходимо "утрамбовать" массу звезды до так называемого гравитационного радиуса, чтобы получилась чёрная дыра.
    24.12.2015
  • Да уж. А еще британские ученые выяснили что женщины на 35% чешутся чаще чем мужчины, а так же проанализировали полет пчел накачаных кокаином. Ну и под занавес за 300 тысяч фунтов выяснили в какой воде любят плавать утки - оказывается под дождем. Че уж тут про дыры-то не выяснить. Молодцы. На то они и ученые:)
    24.12.2015
  • AngEL Dark в ответ пользователю Умка(показатьскрыть)
    Умка, и дальше? ну, утрамбовали, масса осталась прежней (как до трамбовки), гравитационное взаимодействие -- то же.
    + мы где измеряем гравитационное взаимодействие? если в точке с координатами XYZ, то, по идее, без разницы, а если на поверхности -- то там должно быть увеличение из-за изменения расстояния между центрами масс.
    24.12.2015
  • в ответ пользователю AngEL Dark(показатьскрыть)
    24.12.2015
  • Twerdetz в ответ пользователю AngEL Dark(показатьскрыть)
    AngEL Dark, при утрамбовке возникает "горизонт событий", сингулярность. Это из учебника, почитайте, прежде чем делиться своим ценным мнением.
    24.12.2015