Физики впервые создали кубит из двух различных видов ионов

© Фото : Blakestad/NISTКубит на базе ионов бериллия и магнияКубит на базе ионов бериллия и магния
Физики из США и Великобритании впервые смогли запутать между собой не одинаковые ионы, а ионы двух разных изотопов одного вещества и ионы двух совершенно разных веществ, что продвигает нас в строну создания универсальных квантовых компьютеров.

МОСКВА, 16 дек – РИА Новости. Ученым впервые удалось запутать между собой ионы различных изотопов кальция и ионы бериллия и магния, что открывает дорогу для создания сверхточных атомных часов и универсальных квантовых компьютеров, говорится в статье, опубликованной в Nature.

"Гибридные квантовые компьютеры будут пользоваться теми уникальными преимуществами, которыми сегодня обладают различные квантовые системы. К примеру, каждый тип иона обладает своим собственными свойствами – некоторые из них лучше годятся для хранения информации, а другие лучше подходят для передачи информации", — заявил Тин Тан (Ting Tan) из Национального института стандартов и технологий США в Боулдере.

Тан и его коллеги создали первый прототип кубитов – элементарных ячеек памяти и вычислительных модулей квантового компьютера – на базе двух различных ионов, экспериментируя с особой лазерной системой управления спином заряженных частиц.

Как обнаружили ученые, данный лазер, вместе с набором микроволновых излучателей и магнитом, способен "спутывать" и управлять состоянием спинов не только у одинаковых ионов, но и ионов совершенно различных веществ, обладающих кардинально различным набором протонов и нейтронов.

Используя это устройство, ученые "запутали" ионы магния (12 протонов и 13 нейтронов) и ионы бериллия (4 протона и 5 нейтронов), превратив их в первый гибридный кубит и использовав его для осуществления всех существующих логических операций.

Работа этого кубита стала возможной благодаря тому, что физики из США научились "подгонять" друг к другу и стабилизировать фазы лазерных лучей, при помощи которого ученые считывали и записывали данные в каждый из ионов кубита.

Двойной кубит, созданный австралийскими учеными
Физики успешно провели вычисления на кремниевом квантовом компьютере

Подобные кубиты, как объясняет Тан, выгодно отличаются от своих обычных аналогов тем, что каждый их элемент "настроен" на работу только с лазерными импульсами определенного цвета, что позволяет объединять большое количество кубитов и работать с каждым из ним, не нарушая состояние его "соседей". Это позволит, как надеются авторы статьи, создать в ближайшем будущем сверхчувствительные атомные часы и универсальные квантовые компьютеры.

Так художник представил себе сверхстабильный кубит при комнатной температуре
Физики создали стабильный кубит, работающий при комнатной температуре

Аналогичных результатов добились британские ученые, опубликовавшие статью в том же номере Nature. Они смогли "запутать" не ионы разных веществ, а ионы двух разных изотопов одного и того же вещества – кальций-40 и кальций-43. Первый из них лучше подходит на роль канала для и передачи квантовой информации, а второй – является основой для самых надежных ячеек квантовой памяти.

Попутно ученые проверили справедливость краеугольного камня квантовой механики, неравенств Белла, в очередной раз доказав нелокальный и мгновенный характер квантовых взаимодействий, а также продемонстрировали, что подобные лазерные системы способны добиваться 99% точности в управлении состоянием кубита, что необходимо для создания полноценных вычислительных устройств.