"Картофельный голод" в Ирландии был вызван "пришельцем" из Перу - РИА Новости, 18.11.2015

"Картофельный голод" в Ирландии был вызван "пришельцем" из Перу

Грибок фитофтора, вызвавший знаменитый "картофельный голод" в Ирландии в середине 19 века, проник на территорию Старого Света из Южной Америки, из Перу и Эквадора.

МОСКВА, 18 ноя – РИА Новости. Грибок фитофтора, вызвавший знаменитый "картофельный голод" в Ирландии в середине 19 века, проник на территорию Старого Света из Южной Америки, из Перу и Эквадора, говорится в статье, опубликованной в журнале Molecular Biology and Evolution.

В середине 1840 годов Ирландию и многие другие регионы мира поразила эпидемия фитофторы – грибка, уничтожавшего картофельные посевы, бывшие в той время основной сельскохозяйственной культурой "изумрудного острова". Фитофтора уничтожала ирландскую картошку на протяжении почти шести лет, в результате чего население Ирландии уменьшилось примерно на четверть.

Затем эпидемия пошла на спад, но фитофтора до сих пор остается главным источником потерь при выращивании картофеля по всему миру. По этой причине ученых давно интересует, откуда взялась эта болезнь и почему она появилась в Европе только через два столетия после того, как картошку начали активно выращивать в Старом Свете.

Майкл Мартин (Michael Martin) из университета Калифорнии в Беркли (США) и его коллеги нашли ответ на этот вопрос, изучив и сопоставив геномы свыше 70 штаммов фитофторы, часть из которых существует на Земле сегодня, тогда как другие грибки вымерли еще во время "картофельного голода" и были "воскрешены" генетиками только сейчас.

Как объясняют ученые, сегодня среди ботаников и генетиков нет единого мнения о том, откуда пришла в Европу фитофтора – часть исследователей считает, что ее родиной является Мексика и другие уголки Центральной Америки, а другие – предгорья Анд. В пользу и той и другой теории есть множество генетических и биологических аргументов, что не позволяет отбросить одну из них.

Сравнение 70 геномов фитофторы помогло Мартину и его коллегам разрешить эти противоречия – оказалось, что самым близким родичем ирландской фитофторы и большинства современных штаммов этой "растительной чумы" был грибок Phytophthora andina, споры которого можно сегодня найти в Андах на территории Перу и Эквадора.

Судя по числу мелких мутаций, он отделился от общего древа эволюции с фитофторой примерно в то же время, когда европейцы начали выращивать картофель – примерно в 1590 году. Затем он мигрировал в Центральную Америку, где он скрестился с неизвестным видом грибка, мутировал и быстро распространился по всему Новому Свету.

Пока генетики не знают, откуда фитофтора совершила последний "марш-бросок" в Европу – генетические данные в равной степени говорят о том, что она могла проникнуть в Ирландию и другие страны как непосредственно из Южной Америки, так и через Мексику.

С другой стороны, можно с достаточной уверенностью говорить о том, что в появлении этого грибка мог быть виноват человек – время его рождения, конец 16 века, совпадает с эпохой завоевания и активного изучения Южной и Центральной Америки конкистадорами и испанскими миссионерами. Вполне возможно, что они поспособствовали переносу спор и гибридизации разных видов грибков, породивших фитофтору и ее современных родичей из Анд, заключают ученые.