Ученые: "тандем" астероида и вулканов уничтожил динозавров

© Фото : Mark Richards, UC BerkeleyМарк Ричардс анализирует деканские магматические породыМарк Ричардс анализирует деканские магматические породы

Геологи выяснили, что вымирание динозавров и прочей фауны мезозоя произошло не только по вине упавшего астероида, но и массовых извержений вулканов в будущей Индии, проанализировав возраст пород на плато Декан.

МОСКВА, 2 окт – РИА Новости. Геологи уточнили возраст лавовых выбросов на плато Декан, происходивших примерно в то же время, когда вымерли динозавры, что помогло им доказать, что вспышка вулканической активности наравне с падением астероида была виновата в вымирании мезозойской фауны, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Большинство палеонтологов и геологов сегодня считают, что последнее массовое вымирание животных на Земле, которое произошло 65,5 миллиона лет назад, было вызвано падением астероида, оставившего за собой гигантский 300 километровый кратер Чиксулуб в южной Мексике. В его падении никто не сомневается, однако его роль в вымирании динозавров и морских рептилий пока остается предметом дискуссий.

К примеру, в 1989 году известный сегодня палеонтолог Марк Ричардс из университета Калифорнии в Беркли (США) изложил альтернативное объяснение вымиранию динозавров – в его представлении, причиной их исчезновения послужили массовые излияния магмы и извержения вулканов на месте современного плоскогорье Декан в Индии, произошедшие примерно в то же время. По его расчетам, подобные события должны происходить раз в 20-30 миллионов лет из-за подъема горячих потоков магмы, так называемых "плюмов", из недр к поверхности Земли.

Ричардс и его коллеги нашли подтверждение этим выкладкам, отправившись в Индию и точно измерив возраст тех пород, которые предположительно излились на месте плоскогорья Декан во время вымирания динозавров. Замеряя возраст пород в разных слоях и регионах Декана по соотношению долей редких изотопов аргона, ученые пытались понять, какое количество магмы излилось непосредственно перед и после падения астероида.

Пояс астероидов, архивное фото
Ученые: "след" метеорита окислил океаны во время вымирания динозавров

Как оказалось, вулканы Декана извергли примерно две трети магмы, покрывающей сегодня это плоскогорье, за 50 тысяч лет до и через 50 тысяч лет после падения астероида. Это произошло потому, что скорость извержений выросла в то время почти в два раза, причиной чего, как полагают сами авторы статьи, послужило "взбалтывание" пород в недрах Земли после образования кратера Чиксулуб.

"Как показывают наши датировки, можно быть почти полностью уверенным в том, что вспышка вулканизма и падение астероида произошли примерно за 50 тысяч лет до вымирания, и поэтому нет никакого смысла гадать о том, кто из них был "киллером" динозавров – и то и другое, очевидным образом, способствовали их вымиранию. Мы даже не сможем разделить их влияние на атмосферу и другие части Земли. Все случилось одновременно", — заключает другой автор статьи, Пол Ренне (Paul Renne) из университета Калифорнии в Беркли (США).