Биологи открыли бактериальную "пятую колонну" в нашем кишечнике - РИА Новости, 11.08.2015

Биологи открыли бактериальную "пятую колонну" в нашем кишечнике

© Fotolia / Alexander RathsЛабораторные исследования
Лабораторные исследования
Молекулярные биологи открыли необычную популяцию болезнетворных микробов, которые научились превращать часть полезных белков в кишечнике из "помощников" в "шпионов-вредителей", нейтрализующих иммунные клетки.

МОСКВА, 11 авг – РИА Новости. Молекулярные биологи открыли необычную популяцию болезнетворных микробов, которые научились превращать часть полезных белков в кишечнике из  "помощников" в "шпионов-вредителей", нейтрализующих иммунные клетки, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Похоже, что этот токсин открыл одну из самых действенных военных стратегий еще до того, как она была изобретена человечеством – он "понимает", что для победы в войне не обязательно убить всех противников. Все, что для этого нужно – послать шпиона, который завербует несколько солдат, которые предадут своих товарищей и нейтрализуют офицеров", — заявил Дмитрий Кудряшов из университета штата Огайо в Коламбусе (США).

Кудряшов и его коллеги раскрыли своеобразную "пятую колонну" в нашем кишечнике, изучая то, что происходит с организмом при попадании в кишечник тех токсинов, которые вырабатывают холерные вибрионы и некоторые другие болезнетворные микробы.

Как правило, объясняет Кудряшов, токсины бактерий действуют на наш организм прямым образом – они мешают работе ключевых белков, пор и сигнальных молекул на поверхности клеток или процессам внутри их ядра, что приводит к их массовой гибели и созданию благоприятной среды для размножения микробов.

Бактерии-предатели помогают вирусам проникать в организм - ученые

Наблюдая за работой токсинов холеры, биологи заметили нечто необычное. Оказалось, что они мешали работе так называемых актинов – белков, составляющих основу каркаса всех клеток и играющих роль "моторов" для иммунных клеток. Даже небольшой порции холерного токсина ACD, как показали опыты, хватало для того, чтобы в буквальном смысле обездвижить иммунные клетки и сделать их безобидными для микробов.

Данные белковые цепочки, объясняют ученые, состоят из коротких повторяющихся фрагментов белка, которые клетка "склеивает" в единое целое по мере необходимости. Токсины холеры заставляет часть этих фрагментов соединиться в неправильную форму и заблокировать внутриклеточный "конвейер", собирающий нити актина. В результате этого работа клетки парализуется, и она больше не может бороться с инфекцией.

Подобный непрямой эффект и работа через "пятую коллонну" в лице частичек актина позволяет холере и другим болезнетворным микробам быстро проникать в организм и закрепляться в нем, используя относительно скромные запасы токсинов. Дальнейшие наблюдения за работой белков-"предателей", как надеются ученые, поможет понять, как можно бороться с подобным механизмов обезвреживания иммунной системы.