Ученые: эволюция лишила пингвинов вкуса сладкого, горького и "мясного"

© Фото : Jianzhi 'George' ZhangКоролевский пингвинКоролевский пингвин
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Анализ структуры ДНК и белков языка пингвинов показал, что эти морские птицы неожиданным образом потеряли способность ощущать вкус сладкой, горькой и "мясной" пищи больше 20 миллионов лет назад.

МОСКВА, 17 фев – РИА Новости. Анализ структуры ДНК и белков языка пингвинов показал, что эти морские птицы неожиданным образом потеряли способность ощущать вкус сладкой, горькой и "мясной" пищи больше 20 миллионов лет назад, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

"Пингвины питаются рыбой, и поэтому всем всегда казалось, что рецепторы "мясного" жизненно важны для них, но, как выяснилось, у них их просто нет. Это открытие крайне удивило и озадачило нас, и пока у нас нет однозначного объяснения этому. С другой стороны, у нас есть несколько идей насчет того, как это произошло", — заявил Цзянь-чжи Чжан (Jianzhi Zhang) из университета штата Мичиган в Энн-Арборе (США).

Как предполагают авторы открытия, пингвины потеряли способность ощущать вкус белковой пищи из-за древних климатических изменений, в ходе которых климат Антарктики становился еще более холодным, чем сегодня. В ходе таких "заморозков" белок Trpm5, отвечающий за распознавание вкуса мяса, переставал работать из-за низких температур, из-за чего эволюция постепенно "перепрофилировала" его на работу с инсулиновой системой и распознавание феромонов.

Чжан и его коллеги заинтересовались генетической подоплекой чувства вкуса у пернатых жителей моря после того, как им написал один из коллег из Института геномики Китая, расшифровавший недавно геномы императорских пингвинов и пингвина-адели. Анализируя ДНК птиц, он никак не мог найти те участки, которые соответствовали различных рецепторам вкуса, и он попросил помощи у авторов статьи, специализирующихся на вкусовых рецепторах.

Группа Чжана еще раз проанализировала геномы пингвинов, и дополнительно проанализировала образцы тканей языка птиц, пытаясь найти "потерявшиеся" рецепторы вкуса. После долгих и безуспешных поисков ученые пришли к выводу, что пингвины не способны ощущать три базовых вкуса из пяти из-за отсутствующих или поврежденных генов. Судя по числу мелких мутаций в поврежденных участках ДНК, адели, "императоры" и их родичи потеряли эту способность как минимум 20 миллионов лет назад и как максимум – 37 миллионов лет назад.

Как подчеркивают генетики, эта черта является уникальной для пингвинов — ДНК всех остальных птиц, которых они изучили, содержали в себе исправные гены, соответствующие горькому и "мясному" вкусу.

По словам Чжана, одной из причин этого, помимо периодических "заморозков" в Антарктике, могло послужить то, что пингвины и их предки проглатывают добычу целиком, не разрезая ее на части и не пережевывая. В пользу этого говорит то, что на языке пингвинов практически нет вкусовых сосочков, так как его форма и рельеф адаптированы для захвата и удерживания скользкой рыбы.

"Традиции проглатывать пищу целиком и структура и функции языка намекают на то, пингвинам просто не нужна способность ощущать вкус пищи. С другой стороны, пока нам не понятно то, были ли эти черты и особенности поведения причиной или следствием потери "вкуса" пингвинами", — заключает Чжан.