Ученые впервые заставили червей регенерировать отрубленные головы

© MPI-CBGПроцесс регенерации головы червя-планарии с модифицированным геномомПроцесс регенерации головы червя-планарии с модифицированным геномом
Ученые смогли "научить" червей из подотряда трехветвистых планарий "отращивать" потерянную голову, сопоставив различия в геномах пяти видов этих беспозвоночных, только два из которых обладали способностью к регенерации.

МОСКВА, 24 июл — РИА Новости. Немецкие биологи впервые смогли обнаружить гены, отвечающие за восстановление потерянной головы у примитивных беспозвоночных, и включить их в клетках червей-планарий, до этого не обладавших такой способностью, говорится в трех статьях, опубликованных в журнале Nature.

"Черви Schmidtea mediterranea обладают невероятными регенеративными способностями — их можно разрезать на 200 частей, и каждая из них превратится в новую особь. Такой возможностью не обладает их родственник Dendrocoelum lacteum. Сначала мы думали, что нам придется переключить сотни разных генов для восстановления регенерации, однако выяснилось, что этого можно добиться парой изменений в геноме", — заявил Йохен Ринк из Института молекулярной биологии и генетики в Дрездене (Германия).

Ринк и его коллеги смогли "научить" червей из подотряда трехветвистых планарий "отращивать" потерянную голову, сопоставив различия в геномах пяти видов этих беспозвоночных, только два из которых обладали способностью к регенерации. Это позволило им выделить несколько сотен генов, предположительно связанных с регенерацией и заживлением ран.

Авторы статьи обратили внимание, что весомая часть из них была связана с белками и генами из семейства Wnt, которые "дирижируют" развитием эмбриона и стволовых клеток. Некоторые из управляемых ими генов присутствовали в клетках планарий, однако они не включались в те времена, когда черви теряли голову или другие части тела. Причиной этого было то, что Wnt некорректно работал на границах раны, в результате, потерянные ткани не регенерировали.

Биологи попытались исправить этот недостаток, заменив "неправильные" версии генов Wnt в геномах планарий, неспособных к регенерации. Подобная генная терапия позволила Dendrocoelum lacteum восстанавливать голову и другие части тела даже в том случае, если от них оставался лишь небольшой кусочек хвоста. Дальнейшее изучение этих генов поможет понять, как "вернуть" эту способность человеку, заключают авторы статьи.