Сверхмассивная черная дыра удвоила рекорд массы небесного тела

Галактика NGC 1277
По словам астрономов, открытие черной дыры в NGC 1277 преподнесло им еще один сюрприз. Как правило, сверхмассивные черные дыры в центрах галактик содержат в себе около 0,1% от общей массы "звездного мегаполиса". Черная дыра оказалась намного больше - она содержит свыше 14% от массы галактики.

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Черная дыра в центре галактики NGC 1277, удаленной от нас на 228 миллионов световых лет в созвездии Персея, примерно в 20 миллиардов раз тяжелее массы нашего Солнца, что по сути удваивает рекорд, установленный предыдущим "тяжеловесом" — черной дырой в галактике NGC 4889, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Nature.

Cчитается, что в центре большинства массивных галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Наблюдения за искривлением пространства вокруг них позволяют говорить о том, что типичная масса сверхмассивных черных дыр находится в диапазоне от миллиона до нескольких миллиардов масс Солнца. Самым тяжелым объектом такого рода считалась черная дыра в галактике NGC 4889, чья масса составляет 9,8 миллиарда солнечных масс.

Группа астрономов под руководством Ремко ван ден Боша (Remco van den Bosch) из Института астрономии Общества Макса Планка в Гейдельберге (Германия) смогла побить этот рекорд, изучая снимки, полученные при помощи инфракрасного спектрометра в составе телескопа Хобби-Эберли в американской обсерватории Макдональда.

Авторы статьи наблюдали за ночным небом в созвездии Персея, пытаясь найти сверхмассивные черные дыры в близких к нам галактиках. Для этого ученые вычисляли скорости движения звезд в центре и других частях "звездных мегаполисов" и вычисляли разницу между ними. Как правило, звезды, захваченные в гравитационные "объятия" черной дыры, движутся быстрее других светил в галактике. Это позволяет ученым находить черные дыры в далеких галактиках и измерять некоторые их свойства, в том числе и массу.

В общей сложности Ван ден Бош и его коллеги изучили около 700 галактик, расположенных в относительной близости от Млечного Пути. Их внимание привлекла небольшая галактика NGC 1277, в центре которой, судя по скорости движения звезд, обитала черная дыра-супертяжеловес.

Ученые проанализировали снимки галактики и пришли к выводу, что данная черная дыра содержит в себе огромное количество материи — от 14 до 20 миллиардов масс Солнца. Это делает черную дыру в центре NGC 1277 самым массивным небесным телом, известным человечеству.

По словам астрономов, открытие черной дыры преподнесло им еще один сюрприз. Как правило, сверхмассивные черные дыры в центрах галактик содержат в себе около 0,1% от общей массы "звездного мегаполиса".

Черная дыра в NGC 1277 оказалась намного больше — она содержит свыше 14% от массы галактики. Ученые полагают, что она содержит в себе больше половины массы балджа — центральной, наиболее плотной части галактики.

"Это действительно очень странная галактика. Она практически целиком состоит из черной дыры. Может быть, мы открыли первый объект из класса галактик-черных дыры", — заявил один из авторов статьи Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) из университета штата Техас в Остине (США).

Как отмечают ученые, им еще предстоит изучить около 100 галактик в созвездии Персея. Вполне возможно, что одна из них таит в себе нового чемпиона среди черных дыр, который побьет рекорд NGC 1277.

• Интерпретация сколлапсировавших объектов именно как "чёрных дыр", принятое за последние 45 лет, многим добросовестным астрофизикам казалась преждевременной, так как не было и нет прямых наблюдательных доказательств для этого, тем более, наблюдение структуры ЧД невозможно по определению. Но энтузиасты победили в общественном мнении и употребление сомнительного термина, узаконивающего декларирование определённой внутренней структуры, устоялось.
    Такая уверенность "обосновывалась" тем, что ЧД есть строгое следствие теории гравитации Эйнштейна, которая экспериментально строго доказана, так что все её логические следствия должны считаться предсказаниями, которых надо придерживаться, даже когда нет прямых данных. Это верно наполовину, так как ЧД следуют из теории Эйнштейна чисто формально, как "вакуумное" решение уравнений Эйнштейна для гравитационного поля вокруг "точечного" источника. Такой источник же в этой теории не может существовать,так как поверхность звезды даже за бесконечное время эволюции Вселенной не сможет стать меньше гравитационного радиуса звезды (3 км для Солнца) и всё вещество звезды застывает из-за практической остановки собственного времени по отношению ко времени эволюции Вселенной. В таком случае не будет ни горизонта, ни сингулярности в центре, т.е. теория Эйнштейна исключает существование чёрных дыр (естественных только в теории Ньютона).
    Достаточно полное изложение аргументов за и против приведено в моём диалоге tfak.theor-phys.org/4200-026 , а научная сторона - в статье tfak.theor-phys.org/4100-024, где я показал, что теория Эйнштейна ведёт только к теории фрозаров (frozar от frozen star - застывшая звезда) и запрещает чёрные дыры.
    Часть специалистов по отношению к этой точке зрения ведут себя по принципу "молчание есть знак согласия", так как нет какой-либо критики или опровержения, а другие, которые много публиковали о ЧД, даже не читают эти статьи в полной уверенности, что абсолютная истина уже им известна и дискуссии нет места. Но теория Эйнштейна всегда преодолевала заблуждения,даже своего основателя, который кстати был категорически против ЧД и в 1939 г. опубликовал статью, где попытался в частном случае (вращающегося облака частиц) обосновать их невозможность. Мне же удалось доказать, что он был прав и в общем случае, независимо от вращения.
    29.11.2012
  • Если не ЧД, то, что тогда заставляет звезды разгонятся? И мое мнение, что во вселенной может происходить все что угодно, даже ели это противоречит законам и не говоря уже даже о теориях. Если б человечеству так легко бы давались загадки мироздания, тогда сами для себя решите в чем был бы смысл.
    29.11.2012
  • Все наблюдаемые явления - это процессы вдали от гравитационного радиуса (минимум 2-3 раза больше) и поэтому всё, что наблюдают астрономы, ничего не говорит о внутренней структуре сверхмассивного объекта, а привычное название ЧД есть лишь договорённость под напором энтузиастов этой доктрины.
    По теории Эйнштейна поверхность объекта застывает не достигнув гравитационного радиуса из-за практической остановки "собственного времени" (т.е. темпа протекания всех процессов) - явления, которого не было в теории Ньютона. Всё, что внутри звезды также застывает, там нет "горизонта событий" и вещество не собирается в центре ("сингулярности") и только такие обычные, но застывшие по нашему времени объекты, предсказываемые общей теорией относительности и наблюдают астрономы, называя их по инерции ЧД. Я же предложил называть их фрозарами.
    Явление замедления собственного времени с точностью до наносекунд подтверждено околоземными экспериментами и уже используется в инженерной практике. Атомные часы на земле идут медленнее, чем такие же на спутниках, так что часы в спутниках систем GPS и ГЛОНАСС искусственно замедлены, чтобы идти синхронно с часами в навигаторах, иначе ошибка определения координат составит несколько десятков метров, что было бы равносильно неработоспособности системы. Поэтому эмоциональные выпады против научных методов, думаю, неуместны - здесь мы имеем дело с хорошо подтверждённой фундаментальной теорией, которая без полуфантастических сценарев типа ЧД, просто и рутинно объясняет реально существующие объекты и явления.
  • Удачи Вам в расчетах!