НПО имени Лавочкина планирует запустить восемь межпланетных станций

Солнечная система. Макет

МОСКВА, 10 авг - РИА Новости. Российское НПО имени Лавочкина планирует в период с 2013 по 2020 годы запустить восемь межпланетных станций для исследования планет и малых тел Солнечной системы, сообщил гендиректор предприятия Виктор Хартов.

"В настоящее время на нашем предприятии широко развернуты проектно-поисковые и проектно-конструкторские работы по созданию перспективных автоматических космических аппаратов (КА) для исследования планет и малых тел Солнечной системы. Эти работы ведутся в тесном сотрудничестве с ведущими институтами РАН и национальными исследовательскими университетами. Основой конструкцией перспективных КА являются созданные на данный момент космические служебные модули, прошедшие полный цикл наземной отработки с положительными результатами", - пишет Хартов в статье, опубликованной в очередном номере журнала "Вестник ФГУП "НПО им. Лавочкина".

По его словам, первым исследовать Солнечную систему отправится космический аппарат "Луна-Ресурс", запуск которого запланирован на 2013 год. Его основными задачами являются доставка на Луну мобильной исследовательской станции-лунохода и разведка природных ресурсов этого небесного тела.

Проект "Луна-Глоб" предполагает запуск автоматического зонда, который должен облететь Луны и выбрать подходящие площадки для последующих спускаемых аппаратов. Другие задачи проекта - получение результатов мирового уровня о внутреннем строении Луны и кратера на южном полюсе, исследование воздействий на Луну приходящих корпускулярных потоков и электромагнитного излучения. Запуск зонда запланирован на 2014 год.

Еще один зонд, "Венеру-Д", планируется запустить к планете-"соседке" Земли в 2016 году, пишет Хартов. Одна из главных целей проекта - измерения химического состава атмосферы Венеры. Помимо этого, предполагается съемка поверхности планеты на этапе и после посадки, определение минерального состава вещества поверхностного слоя, точные измерения температуры и давления, потоков излучения и характеристик аэрозольной среды планеты, получение данных о ее сейсмической активности. Космический аппарат включает в себя орбитальный аппарат, спускаемый аппарат и атмосферные зонды с длительным сроком активного существования.

Проект "Марс-НЭТ" предполагает непрерывный и глобальный мониторинг климата и сейсмообстановки на Марсе, а также навигационное обеспечение экспедиций на Красной планете. Космический аппарат включает в себя перелетный модуль, орбитальный аппарат и спускаемые аппараты. Запуск запланирован на 2016 год.

От Юпитера до Меркурия

Гендиректор НПО имени Лавочкина также сообщил, что в 2020 году планируется реализовать еще четыре проекта по исследованию исследования планет и малых тел Солнечной системы.

В частности, он упомянул проект "Апофис", целью которого является уточнение траектории угрожающего Земле астероида Апофис путем установки на нем радиомаяка и других "маркеров" для высокоточного сопровождения астероида. Другой задачей проекта является исследование структурных и физических свойств астероида для изучения возможных вариантов воздействия на него.

Проект "Экспедиция-М" предполагает доставку образцов вещества Марса на Землю, уточнение инженерно-технических моделей атмосферы и поверхности Красной планеты, детальный геохимический анализ ее грунт, а также исследование процессов взаимодействия атмосферы, солнечного излучения и поверхности Марса.

Миссия "Лаплас-Европа П" ставит целью исследование Юпитера и его спутника Европы, дистанционно, с искусственного спутника "Европа П", и контактными методами - с помощью посадочного зонда. Другой задачей проекта является взятие проб инопланетного вещества для исследования его состава и выявления признаков экзобиологической активности (экзобиология - экспериментальная научная дисциплина, посвященная поиску и исследованию внеземных форм жизни).

Космический аппарат "Меркурий-П" будет изучать структуру и поверхность этой планеты и околопланетной плазмы, сейсмики и гравиметрии (измерение поля силы тяжести) Меркурия, а также проведет картографирование и анализ грунта.

"Предварительный проектно-конструкторский и технологический анализ автоматических космических аппаратов для реализации перспективной программы фундаментальных научных космических исследований показывает целесообразность их создания на базе уже имеющихся служебных модулей темы "Фобос-Грунт" с необходимыми доработками, что обеспечит выполнение указанной программы в достаточно полной мере с заданной надежностью и эффективностью в условиях реального финансирования", - пишет Хартов.

Проект "Фобос-Грунт" предусматривает отправку зонда к спутнику Марса Фобосу, посадку автоматического аппарата на поверхность спутника, взятие проб грунта и отправку их обратно на Землю. Первоначально старт "Фобос-Грунта" планировался на осень 2009 года, однако был перенесен на ноябрь 2011 года из-за необходимости дополнительных проверок и испытаний.