Астрономы впервые увидели, как черная дыра разорвала звезду

© NASAЧерная дыраЧерная дыра
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. Американские астрономы впервые практически в "прямом эфире" увидели, что происходит со звездой, которая неосторожно приблизится к массивной черной дыре - ее гравитация разрывает светило на куски, порождая мощнейшую вспышку излучения.

По оценке ученых, такие события могут происходить в одной галактике примерно раз в 100 миллионов лет.

Это событие, зафиксированное орбитальным гамма-телескопом "Свифт" (Swift) в марте этого года, описала группа под руководством Джошуа Блума (Joshua Bloom) из университета Калифорнии в Беркли в статье, опубликованной в пятницу в журнале Science.

Яркая вспышка гамма-излучения (гамма-всплеск), получившая индекс Sw 1644+57, была зафиксирована "Свифтом" в созвездии Дракона 28 марта. Первоначально ученые полагали, что это событие, как и все другие гамма-всплески, которые наблюдаются примерно раз в день, является проявлением коллапса массивной звезды в черную дыру.

Однако уже 31 марта Блум разослал коллегам электронное письмо, в котором заявлял, что характеристики вспышки сильно отличаются от обычных, и это вовсе не гамма-всплеск, а излучение струи плазмы высокой энергии, которую испустила звезда с массой примерно равной Солнцу в момент, когда ее разорвало тяготение черной дыры в миллион раз более массивной.

Тщательный анализ данных "Свифта", а также дополнительные наблюдения с орбитальных телескопов "Хаббл" и "Чандра" подтвердили первоначальное предположение Блума.

"Звезда, которая проходит слишком близко к массивной черной дыре, разрывается гравитационными силами, порождая яркую вспышку... Вспышка высокой энергии Sw 1644+57 первоначально демонстрировала никогда прежде не наблюдавшиеся особенности. Наблюдения свидетельствуют, что это было событие аккреции на черную дыру массой от 100 тысяч до 1 миллиона солнечных", - говорится в статье.

Исследователи пишут, что "черная дыра-убийца" находится в центре галактики, расположенной примерно в 4 миллиардах световых лет от Земли.

По их расчетам, примерно 10% массы погибшей звезды, которая образовала аккреционный диск вокруг черной дыры, перешло в энергию рентгеновского излучения. Кроме того, гамма-излучение испускают струи плазмы, выброшенные почти со световой скоростью от полюсов черной дыры.