Астрономы-любители обнаружили неизвестный пульсар в созвездии Лисички

Weekend: 13 - 15 августа (106)
Антенна радиотелескопа Аресибо в кратере потухшего вулкана
Крис и Хелен Колвин и Даниэль Гебхардт (Daniel по данным радиотелескопа Аресибо обнаружили в созвездии Лисички пульсар, удаленный от Земли примерно на 17 тысяч световых лет. Пульсар, получивший название PSR J2007+2722, - первое подобное открытие, сделанное астрономами-любителями, участниками проекта распределенных вычислений.

МОСКВА, 12 авг - РИА Новости. Участники проекта распределенных вычислений Einstein@Home, семейная пара из американского штата Айова и математик из Германии, по данным радиотелескопа Аресибо обнаружили в созвездии Лисички в Млечном Пути пульсар - это первое открытие такого масштаба в истории проекта, сообщают авторы статьи, которая будет опубликована в пятницу в онлайн-версии журнала Science.

Проект распределенных вычислений Einstein@Home, стартовавший в 2005 году, объединяет 250 тысяч участников в 192 странах. Все они предоставляют свободные ресурсы своих компьютеров для обработки данных, поступающих с американской обсерватории LIGO и радиотелескопа Аресибо в Пуэрто-Рико, самого крупного радиотелескопа в мире.

В этих данных участники проекта ищут свидетельства существования гравитационных волн - явления, предсказанного Альбертом Эйнштейном в 1916 году, а также сигналы пульсаров - очень быстро вращающихся нейтронных звезд, своеобразных "маяков" Вселенной.

Крис и Хелен Колвин (Chris and Helen Colvin) и Даниэль Гебхардт (Daniel Gebhardt) по данным радиотелескопа Аресибо обнаружили в созвездии Лисички пульсар, удаленный от Земли примерно на 17 тысяч световых лет. Пульсар, получивший название PSR J2007+2722, - первое подобное открытие, сделанное астрономами-любителями, участниками проекта распределенных вычислений.

"Это волнующий момент для проекта Einstein@Home и наших волонтеров. Он подтверждает, что силами общества можно открывать во Вселенной новые объекты. Я надеюсь, что это достижение вдохновит больше людей на то, чтобы присоединиться к нашим поискам тайн, сокрытых в данных", - сказал руководитель проекта, директор Института имени Альберта Эйнштейна Брюс Аллен (Bruce Allen), которого цитирует пресс-служба института.

Пульсары - это нейтронные звезды, "останки" взорвавшихся сверхновых, которые очень быстро вращаются и, подобно маякам, испускают радиоволны с частотой до 716 раз в секунду. Первый пульсар был открыт американскими астрономами Джоселин Белл и Энтони Хьюишем в 1967 году в созвездии Лисички - именно там, где 43 года спустя новый пульсар обнаружили участники Einstein@Home.

Пульсар PSR J2007+2722 совершает 41 оборот в секунду. В отличие от большинства пульсаров такой частоты и стабильности вращения, у нового пульсара нет звезды-компаньона. По мнению ученых, PSR J2007+2722 может быть либо молодым пульсаром, "родившимся" с нетипично слабым магнитным полем, либо "переработанным" (recycled) - "старшим" элементом распавшейся двойной системы, который с течением времени замедлился, а затем оказался "перезапущенным" второй звездой.

"Вне зависимости от того, что еще мы узнаем об этом пульсаре, он обречен быть невероятно интересным и важным для понимания основ физики нейтронных звезд и процесса их формирования", - сказал профессор Джеймс Кордес (James Cordes) из Корнеллского университета.