Обнаружен генетический "выключатель" роста волос - РИА Новости, 15.04.2010

Обнаружен генетический "выключатель" роста волос

Леиф Карлссон и его коллеги выделили один из генов, управляющих этим процессом: в период роста волоса ген Lhx2 активирован, а когда рост заканчивается, Lhx2 "отключается". Ранее ученые установили, что этот ген также может определять процесс формирования нервной ткани.

МОСКВА, 15 апр - РИА Новости. Ген, регулирующий процесс роста волоса, выявила группа шведских ученых из университета Умео, чья статья опубликована в журнале PLoS Genetics.

Волосы формируются в волосяных луковицах, или фолликулах, которые формируются в кожном покрове. После фазы роста, которая, например, у волос на голове человека может длиться несколько лет, а у бровей - несколько месяцев, фолликул переходит в фазу "отдыха". Через некоторое время процесс начинается заново, а старый волос выпадает. Пока не ясно, зачем нужен такой сложный процесс регулирования роста волос: ученые, в частности, предполагают, что таким образом рост волоса можно регулировать по времени года.

"Наши результаты показывают, что ген Lhx2 может регулировать два разных процесса в жизненном цикле фолликула волоса. Во-первых, он может запустить период роста, хотя и не является обязательным для этого. Во-вторых, он необходим для того, чтобы в процессе роста полностью сформировался волосяной стержень. Это говорит о достаточно сложной роли гена в биологии волосяных луковиц", - пишут авторы статьи.

Ученые подтвердили, что Lhx2 связан с формированием волоса, "отключив" его в волосяных луковицах мышей, после чего волосы из этих луковиц больше не росли. Им также удалось проделать и обратную процедуру: досрочно "включить" фазу роста на отдельных участках кожи мышей, активировав ген Lhx2.

При этом исследователи подчеркивают, что ген активируется преимущественно за пределами участка фолликула, в котором находятся его стволовые клетки. Это, по их словам, противоречит результатам предыдущих исследований.

Карлссон и его коллеги заключают, что ген Lhx2 - это значимый фактор в процессе формирования и роста волоса, а результаты их работы позволяют по-новому интерпретировать его функции.