Рейтинг@Mail.ru
Гибель "Адмирала Нахимова": рок, спецоперация или силы природы? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гибель "Адмирала Нахимова": рок, спецоперация или силы природы?

Читать ria.ru в
20 лет назад затонул один из самых крупных пассажирских лайнеров СССР "Адмирал Нахимов". Формальные причины катастрофы установлены, тем не менее, остается слишком много нюансов, которые ставят под сомнение заявления 1986 года.

20 лет назад затонул один из самых крупных пассажирских лайнеров СССР "Адмирал Нахимов". Формальные причины катастрофы установлены, тем не менее, остается слишком много нюансов, которые ставят под сомнение заявления 1986 года.

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантику. В 1945 году в устье реки Свине (близ Свинемюнде) он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров.

В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет репараций. При попытке подъема судна в начале 1947 года снова произошел взрыв, и судно вновь погрузилось на дно. В том же 1947 году пароход получил новое название - "Адмирал Нахимов". С 1957 года судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Пускать изношенный лайнер дальше Черноморского побережья боялись, и за границу он не ходил. Свой последний плановый ремонт и классификацию "Адмирал Нахимов" прошел в январе-апреле 1985 года в Варне, и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года. Но за три месяца до этого срока "русский "Титаник" затонул.

Весь день 31 августа судно находилось в порту Новороссийска. "Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов. Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут - сильный удар..." - так вспоминает тот вечер один из пассажиров лайнера.

Удар произошел в 23 часа 12 минут по московскому времени - сухогруз "Петр Васев" протаранил "Нахимова", в результате чего в борту образовалась пробоина размером около 90 кв. метров. Лайнер затонул через 7-8 минут.

На борту круизного парохода в тот момент находились 1234 человека, спастись удалось лишь 836.

О катастрофе долго ничего не сообщали в СМИ. Считали, что людям, еще не оправившимся от Чернобыльской аварии, будет сложно воспринять еще одну трагедию. Оставшиеся в живых пассажиры вспоминали, что о крушении сообщили в новостях вскользь лишь в 16 часов 1 сентября. Тем же, кто утром пытался дать телеграмму родственникам, о том, что они живы, не разрешалось писать о катастрофе. Официальное заявление появилось в газетах лишь спустя пять дней.

Наказаны за трагедию были капитаны - они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения. Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также вышел на свободу в 1992 и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства.

Представить себе ужас этой катастрофы сложно - "русский "Титаник" тонул с огромной скоростью. Люди просто не успевали выбежать на палубу, не могли пробиться к воздуху из-под воды из-за скопления тел на поверхности, многие задыхались в вылившемся в воду топливе. Кроме того, на "Васеве" все еще работали двигатели - в него попадали и люди, и даже спасательные плоты.

Катастрофа - результат применения микроволнового оружия?

Версии были разные, но сходились в одном: в основном вину возлагали на капитана сухогруза, который, решив сделать "красивый" маневр, доверял приборам, а не собственным глазам. Капитан Ткаченко признал свою вину: "Основная причина в том, что я согласился уступить дорогу пароходу, но свое обязательство не выполнил".

В связи с этим стоит сказать, что, по свидетельству специалистов, техника, которой был оснащен "Петр Васев", хоть и была современной, по показаниям отличалась от привычной.

Многие флотские специалисты сомневались в официальных версиях. Суд, а до него и следствие, оставили без исследования ключевой, по мнению многих экспертов, факт, отмечает газета "Труд": в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал "Нахимовым", в 2 мили. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.

Доцент Краснодарского политехнического института Владимир Чуев выдвинул свою гипотезу: "Столкновение, как известно, произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Случалось, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели".

Выяснилось, что с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября, а потом все пришло в норму.

Проанализировав эти факты, ученый пришел к выводу, что на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, за сотни и тысячи миль через искусственный спутник Земли. А, может, через разведывательные системы типа "АВАКС", которые оборудованы специальными микропроцессорами и могут работать с любым радаром так, чтобы на его экране появлялись ложные цели и исчезали истинные.

Кстати, до трагедии в Цемесской бухте на теплоходах "Герои Севастополя", "Бургас" и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В четырех случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

По мнению Чуева, кораблекрушение под Новороссийском вполне могло стать результатом применения микроволнового оружия через спутник.

Кому это могло быть нужно? Александр Трусов, служивший тогда в погранвойсках КГБ, предполагает, что микроволновое оружие могло быть применено для ликвидации крупного чина КГБ своими же соратниками.

В ту ночь действительно погиб начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей. В связи в этим вспоминается известный момент - отойдя от причала, корабль задержался из-за опоздавшего пассажира, который по парадному трапу прошел на борт. Этим пассажиром и был Крикунов.

Профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Специалист по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф - в воздухе, на земле, под водой. Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели "Нахимова" произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Не этим ли объясняется неадекватное поведение капитана Ткаченко: ведь для совершения маневра "последнего момента" (например, отворота "Васева" вправо от принятого курса) требовалось всего полторы минуты.

Тем не менее, такой лайнер как "Адмирал Нахимов" даже в такой ситуации мог терпеть крушение в течение часа как минимум - за это время могли спасти людей. Он же пошел ко дну с невероятной скоростью. Причиной этому - несоблюдение ряда правил. Во-первых, по советским правилам морской безопасности "Нахимов" имел право брать на борт не более 600 пассажиров. О том, что он регулярно перевозил по 900 туристов, в Черноморском пароходстве знали, но в погоне за "планом" - так в СССР тогда называли прибыль - закрывали на это глаза, отмечает АиФ.

Кроме этого, иллюминаторы на нижних палубах во время крушения были открыты - это ускорило попадание воды. Дело в том, что вентиляция внизу не была предусмотрена, так как корабль предназначался для перевоза заключенных, а не для круизов.

Еще один момент: когда конструкторы проектируют пассажирское судно, они обязательно делят его на водонепроницаемые отсеки, с расчетом, что если будет затоплено два отсека, транспорт должен оставаться на плаву. На "Адмирале Нахимове" в этой катастрофе были затоплены сразу два смежных отсека: удар "Петра Васева" роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека.

Эксперты вспоминают, что еще 8 июля 1986 года, почти за два месяца до катастрофы, пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден, даже учитывая, что срок службы был определен до 30 ноября.

Роковую роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками: на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1-2 градуса спуск становился невозможен, а вскоре крен составил 40 градусов.

Так кто же виновен в катастрофе? На этот вопрос пытается ответить в своих воспоминаниях капитан дальнего плавания Евгений Боровлев, который был на "Адмирале Нахимова" старшим помощником капитана. Опубликованные три года назад воспоминания многое прояснили в катастрофе. Во-первых, обвинения капитанов недостаточно, считает он. "В данном конкретном случае, конечно, в какой-то степени виноват капитан "Петра Васева" Виктор Ткаченко. Однако определенное ему наказание значительно превышало степень виновности.

Вадима Маркова дилетанты обвинили, в частности, в том, что он не дал сигнал шлюпочной тревоги. Быстротечность ситуации была таковой, что практического значения это уже не имело и никак не влияло на ход событий. Моряки-профессионалы понимали, что степень виновности Маркова минимальна. Потому по выходу из мест лишения свободы его приняли на должность капитана-наставника (то есть человека, обучающего капитанов дальнего плавания) в Черноморском пароходстве. Сейчас, когда ему уже под восемьдесят, Марков еще востребован, что подчеркивает высокий класс его как специалиста. В противном случае его не держали бы на работе".

Крупные кораблекрушения в СССР и России

7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя загорелся, взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Погибло 228 человек, большая часть экипажа, составлявшего более 1200 человек, была спасена.

13 февраля 1934 года в Северном Ледовитом океане затонул затертый льдами пароход "Челюскин". Погиб один человек, еще 104 пассажира и члена экипажа выгрузились на лед и были позже вывезены на Большую землю.

12 декабря 1939 года в проливе Лаперуза затонул пароход "Индигирка", перевозивший заключенных. На борту находилось свыше 1000 человек, погиб 741 человек, спасено 430 пассажиров.

29 октября 1955 года в Севастополе подорвался (по-видимому, на оставшейся со времен войны мине) линкор "Новороссийск". Погибло 608 человек.

5 июня 1983 года в Ульяновске теплоход "Суворов" врезался в опору моста. Погибло 176 человек.

16 февраля 1985 года близ Новой Зеландии наткнулся на скалу теплоход "Михаил Лермонтов". Судно затонуло, но все пассажиры были спасены.

31 августа 1986 года пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев" в Цемесской бухте Новороссийска. Погибло свыше 400 человек.

12 августа 2000 года в Баренцевом море после взрыва торпеды на борту затонула АПЛ "Курск". Погиб весь экипаж - 118 человек.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников 

 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала