На краю земли, на архипелагах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане, находится национальный парк "Русская Арктика". Для его описания часто используется слово "самый" — самый северный, один из самых молодых и самый большой природный резерват в России. Что интересного можно найти в "Русской Арктике" и как управлять национальным парком, в материале спецпроекта РИА Новости "Год экологии" рассказал исполняющий обязанности директора морского природного резервата Александр Кирилов.
Национальный парк "Русская Арктика" в последние годы — одно из самых желанных мест для туристов, предпочитающих северную природу. Парк, расположенный на удаленных от Большой земли островах в Северном Ледовитом океане, влечет людей своей нетронутой дикой природой, красотой северных ландшафтов, величественных ледников, водопадов. На территории парка обитают белые медведи, гренландские киты, нарвалы (морские единороги), атлантические моржи. Здесь гнездится огромное количество морских птиц — белых чаек, кайр, люриков, чистиков, моевок.
"Если у тебя есть опыт работы, бэкграунд, который тебе позволяет принимать верные решения, ты знаешь специфику территории, особенности, историю тех или иных событий в жизни учреждения при принятии того или иного решения, тогда ты сможешь работать", — рассказывает Кирилов.
В жизни и.о. директора нацпарка все так и произошло, он работает в учреждении практически с самого его основания. Александр Кирилов пришел в "Русскую Арктику" в 2011 году, в то время как парк был создан 15 июня 2009 года.
Северные трудности
Национальный парк "Русская Арктика" находится в высокоширотной Арктике, а это значит, что зима здесь долгая, а лето короткое и холодное, что ограничивает возможности работы в этих краях. К тому же территория резервата удалена от континента, и единственный способ добраться сюда — по морю. Эти особенности определяют режим работы сотрудников нацпарка. Полевой сезон начинается весной и продолжается примерно до октября. В среднем большинство сотрудников проводит на территориях национального парка около четырех месяцев в году. Однако в "Русской Арктике" есть и круглогодичный стационар на острове Земля Александры, где работы по программе парка не останавливаются и зимой.
Чем же занимаются сотрудники нацпарка? В "Русской Арктике" запрещено вести любую деятельность, которая может нанести ущерб природе, а посещение необходимо согласовать с администрацией национального парка, поэтому в задачи сотрудников входит ежедневное патрулирование территорий.
С 2012 по 2015 год на островах архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа велась уборка мусора, скопившегося в результате прошлой хозяйственной деятельности — металлолома, строительного мусора, остатков топлива. За это время было вывезено и утилизировано более 42 тысяч тонн различных отходов, на 349 гектар земель прошла рекультивация. Летом 2017 года эта работа возобновится.
С момента образования в парке "Русская Арктика" ежегодно проводятся научные экспедиции — в первую очередь это наблюдения и учет морских млекопитающих, птиц, белых медведей, инвентаризация биоразнообразия, картографирование растительного покрова. Также ведется работа по составлению биогеографической карты мест, которые свободны от льда и снега.
Исследованием исторических мест и памятников покорения Арктики также занимаются сотрудники национального парка. Среди них — лагеря американских экспедиций Болдуина и Фиалы, комплекс памятников на острове Рудольфа — от экспедиций первопроходцев до советской полярной станции, немецкая метеорологическая станции "Кладоискатель", работавшая на острове Земля Александры с сентября 1943 по июль 1944 года.
Зимой работа национального парка тоже не останавливается, а переходит в другой режим — на материке начинается период анализа собранных данных, отчетов, планирования новых проектов.
Ежегодно парк посещает около 1 тысячи туристов из более чем 40 стран мира. С середины июня до начала сентября в "Русскую Арктику" приходит несколько круизных судов с путешественниками на борту. Сотрудники отделов охраны и туризма сопровождают туристические группы на территории национального парка: их обязанность — следить за соблюдением природоохранного режима, а также охранять посетителей от медведей.
Кстати, люди часто интересуются, насколько опасной может быть встреча с белым медведем во время посещения национального парка.
По словам и.о. директора, в "Русской Арктике" все эти риски учтены, поэтому прежде чем начинать туристическую высадку, сотрудники парка проводят визуальный осмотр берега с борта, после чего с судна первыми спускаются госинспекторы парка и проходят всю территорию буквально ногами. Старший группы расставляет посты по периметру территории, внутри которой будут гулять посетители. "Только после этого дается сигнал к началу высадки. И пока туристы гуляют, инспекторы бдительно следят за безопасностью, ведь хищник может появиться совершенно неожиданно", — подчеркивает Кирилов.
Понаблюдать за белым медведем туристам чаще всего удается с борта судна. "Зверь этот весьма любопытный, и, когда видит ледокол, сам приближается, чтобы взглянуть, что это к нему приближается. В нашем архиве есть немало фотографий, когда медведь снят упирающимся передними лапами о борт и смотрящим наверх. Туристы, соответственно, смотрят на него сверху вниз. И это единственный возможный формат, так сказать, общения, когда мы точно знаем: ничто не угрожает ничьей жизни — ни людей, ни медведя", — отмечает Кирилов. Шуметь, привлекать к себе внимание животных, даже делать фотографии со вспышкой — все это туристам запрещено. За соблюдением этих правил безопасности следят госинспекторы национального парка.
Вопреки ожиданиям и.о. директора национального парка не находится круглогодично на территории. Дело в том, что из-за удаленности "Русской Арктики" от материка, возникают сложности с тем, чтобы эффективно управлять работой учреждения, находясь в высоких широтах.
"Когда ты на территории, ты ни один вопрос не сможешь решить, потому что по спутниковому телефону не наговоришься из-за особенностей услуг связи", — рассказывает Александр Кирилов.
Перед руководителем стоит множество задач, которые проще решить на материке. Побывать в "зоне ответственности" и.о. директора может только, если решены самые насущные вопросы логистики и обеспечения людей всем необходимым для жизни и работы. "Когда все отлажено, понятно, что как идет, тогда можно позволить себе неделю провести непосредственно на территории, чтобы оценить, что происходит, или же подкорректировать стратегию, или же прямо указать на тактические просчеты, или, наоборот, сказать, что все хорошо", — подчеркивает и.о. директора.
Секреты работы
В задачи руководителя национального парка, по словам Кирилова, прежде всего входит разработка стратегии развития резервата. Текущей работой по охране природы, научным исследованиям, экологическому просвещению занимаются заместители, а директор должен видеть ситуацию в целом по всем этим направлениям. "На мой взгляд, у руководителя должно быть время, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы понять, как это выглядит и куда мы идем. Потому что если нет хотя бы трехлетнего планирования (хотя планирование должно быть на пять-десять лет), то далеко учреждение не уйдет", — подчеркивает Кирилов.
Однако, как отмечает и.о. директора, несмотря на сложности руководящей работы, в ней есть и радости. Главный секрет руководства таким большим и серьезным учреждением, как национальный парк, — это любить и знать свое дело.
"Видеть, как это прирастает, видеть, как твое дело, которым ты занимаешься, развивается, когда есть перспективные наработки на будущее, задумки, которые ты воплощаешь", — говорит Кирилов.
Еще одна важная задача, стоящая перед "Русской Арктикой", — просветительская. Не секрет, что многие люди до сих пор плохо себе представляют жизнь на Севере и работу полярников в арктических условиях — немногим удается увидеть все это воочию. "Многие думают, что полярник сидит в палатке в драном бушлате, в валенках и с топором за пазухой. А когда они приезжают на территорию, то видят подтянутых крепких людей в полевой одежде, которые четким русским или же английским языком (знание двух языков стало уже нормой для сотрудников парка) рассказывают о своей работе, — объясняет Кирилов. — И тогда отношение людей меняется и к работе учреждения, и к деятельности нашего государства в Арктике в целом". Национальный парк, по словам и.о. директора, это, по сути, лицо России в Арктике.
Беседовала Мария Малиновская