МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Дела милосердия могут помочь человеку искупить тяжкие грехи, за которые его продолжает обличать совесть, заявил в среду патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после Литургии Преждеосвященных Даров в храме Христа Спасителя.
"Если грех, в котором мы раскаиваемся, не уходит из нашей жизни, то необязательно даже и испрашивать некой епитимьи, некоего наказания у священника, как то было в древние времена, когда отступившие и падшие в результате страха гонений отлучались от причастия. В нынешнее время человек, совершающий грех, может принять на себя сам некую епитимью, возложить на себя некие труды", — сказал патриарх.
При этом он отметил, что "самыми значительными пред лицом Божиим являются те труды", которые человек совершает "ради ближнего своего". "Поэтому если есть нераскаянный грех, то нужно совершать дела милосердия в искупление этого греха, до тех пор пока совесть не скажет, что грех искуплен и оставлен", — отметил предстоятель.
В связи с этим он также напомнил слова святителя Иоанна Златоуста о том, что "без милосердия не может быть и покаяния, потому что милосердие – это крылья, которые поднимают человека".
Патриарх Кирилл выступил против "формализма в исповеди", когда человек "приходит и формально перечисляет грехи". "У некоторых даже сложился некий порядок перечисления этих грехов – от раза к разу, одно и то же. Вот за этим формализмом скрывается что-то, что связано с неправильностью внутреннего отношения человека к исповеди. Не обязательно перечислять все грехи, большинство из которых, может быть, и не было даже совершено", — сказал первосвятитель.
По его мнению, формализм в исповеди отражает "неготовность человека к подлинному раскаянию": "не перечислять нужно автоматически грехи, а каяться именно в том, в чем ты согрешил". "Если грех не остановлен, то в нем нужно каяться до тех пор, пока совесть не успокоится. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: "Как определить – прощен грех или не прощен? Состоянием совести", — добавил патриарх.
По его словам, всякий нераскаянный грех "мистически создает средостение между человеком и Богом" и, "как броня, заслоняет нас от действия благодати Божией, передаваемой через святые таинства в Церкви".