МОСКВА, 21 сен — РИА Новости. Монастырь Оптина пустынь в настоящее время ведет сбор свидетельств помощи после молитвенных обращений к трем убитым на Пасху 1993 года монахам Оптиной пустыни, их возможная канонизация — "в руках промысла Божьего", заявил в интервью РИА Новости настоятель Оптинского подворья в Москве, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
В апреле 1993 года, на Пасху, в Оптиной пустыни были убиты три насельника этого монастыря: иеромонах Василий (Росляков), инок Трофим (Татарников) и инок Ферапонт (Пушкарев). Задержанный после преступления Николай Аверин сообщил следствию, что получил "приказ от дьявола".
Отвечая на вопрос о том, насколько велико среди верующих почитание трех убитых монахов, и можно ли предполагать, что в будущем они будут канонизированы, архимандрит Мелхиседек заметил, что "у Господа в Евангелии есть такие слова: "дерево познается по плоду"".
"Есть многие случаи реальной помощи по молитвам этой оптинской братии, ведется уже целый летописный свод, и поэтому все покажет время. Но то, что есть факт мученической кончины на Пасху 1993 года, — это уже некое свидетельство об их святой, праведной жизни", — сказал собеседник агентства.
Настоятель оптинского подворья также посоветовал обратиться к книге "Пасха красная", рассказывающей о пути трех иноков ко Христу и их жизни в монастыре, отметив, что "те, даже самые краткие сведения, которые удалось собрать по крупицам, уже о многом говорят".
"Причем каждый из них — и иеромонах Василий, и инок Трофим, и инок Ферапонт — пришел к Богу из неверующей семьи. Это тоже интересно нам, в XXI веке, — как они из XX века приходили ко Христу. Каждый — своим путем, но это тоже полезно знать для нашего человеческого, духовного опыта. А относительно канонизации — все здесь в руках промысла Божьего", — сказал архимандрит Мелхиседек.
Вместе с тем он отметил, что "почитание реальное тоже есть", которое выражается, например, в том, что люди, которые приезжают в Оптину пустынь, обязательно идут в часовню, где находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта. "Надгробные деревянные кресты в ней все увешаны записками с теми или иными молитвенными обращениями", — добавил священнослужитель.
По его словам, то же самое можно было наблюдать в свое время и у часовни Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище. "Часовня, где была похоронена святая, безбожной властью была обнесена забором, и верующие не имели к ней доступа. Но забор был весь в этих записках и свидетельствовал о молитвенном почитании святой. В конце-концов, прошло какое-то время, и блаженная Ксения стала святой Русской православной церкви, и не только русской, но и вселенской святой. Поэтому все — дело времени и дело промысла Божия", — заключил представитель Церкви.
Полный текст интервью читайте на сайте РИА Новости: "Архимандрит Мелхиседек: информационная паутина Афон не накрыла".