МОСКВА, 24 ноя – РИА Новости. Священник Даниил Сысоев всегда проявлял твердость и ревность, отстаивая свою позицию, что не мешало ему сохранять душевный мир и постоянную "пасхальную радость", в отличие от многих, кто сегодня называет себя его последователями и учениками. Такое мнение высказал в понедельник РИА Новости председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин), лично знавший отца Даниила.
В этом году исполняется пять лет со дня трагической гибели известного церковного миссионера, иерея Даниила Сысоева (19 ноября 2009 года). По основной версии следствия, убийство было совершено на религиозной почве. Священнику было 35 лет, у него остались трое дочерей.
"Это был такой "пасхальный" батюшка, который наизусть знал канон Пасхи, сам перевел с греческого языка на русский некоторые богослужебные тексты, которых нет в русской традиции, и восполнял пасхальную службу этими текстами преподобного Иоанна Дамаскина. В любое время года он встречал людей, приходивших к нему, словами "Христос воскресе!", — рассказал РИА Новости иеромонах Димитрий (Першин).
В главном — единство, во второстепенном — дискуссия
По его словам, Даниил Сысоев был последователен в отстаивании своей позиции, в какие-то моменты, может быть, излишне резок и даже "отчасти непримирим", потому что "то, что он считал истиной — было для него истиной абсолютной, универсальной". При этом никогда не таил личной обиды на людей, которые вели с ним полемику, и сохранял мирное расположение духа. "Он всегда сохранял некую внутреннюю дистанцию между своими взглядами и личным отношением к человеку, который был его оппонентом. У него было много оппонентов, в том числе в самой церковной среде", — отметил собеседник агентства.
В пример иеромонах Димитрий (Першин) привел дискуссию о "шестодневе" — шести днях творения мира, в которой, по его словам, о. Даниил Сысоев придерживался той точки зрения, что упоминаемые в Библии дни творения соответствуют нынешнему их исчислению в часах, и каждый день, соответственно, был равен 24 часам. В то же время, заметил глава миссионерской комиссии, большая часть православных мыслителей, богословов и святых отцов Церкви воспринимают эти дни "как эпохи, как "эоны" — греческое слово, означающее, скорее, завершенный этап в истории тварного мира – временного или даже надвременного". Касаясь темы спасения человечества, отец Даниил полагал, что все некрещеные люди попадают в ад, с чем также в Церкви далеко не все согласны, добавил Першин.
При этом он обратил внимание на то, что все споры и дискуссии, которые вел священник Даниил Сысоев, касались не собственно богословских вопросов, а тех, которые, по мысли святителя Григория Богослова (IV век), "как раз и предполагают живую дискуссию в обсуждении". В главном же – что касается свидетельства о воскресшем Христе, Святой Троице и других догматах Православия, отец Даниил пребывал в единстве с Церковью, отметил представитель РПЦ.
"Иногда он говорил вещи, которые, может быть, резали слух, казались излишне жесткими, скажем, по вопросу об исламе. Я, как и многие христиане, не готов согласиться с ним в том, что представление о Творце мироздания в исламе имеет мало общего с христианским представлением о Боге. Все-таки, наверное, это было слишком радикальное утверждение, тем более что для населения Аравийского полуострова, где зарождался ислам, проповедь Магомета все же давала возможность перейти от язычества, идолопоклонства к монотеизму. И конечно, в большой перспективе это был шаг навстречу к Богу, Творцу мироздания, а не от Него, пусть даже в этом исламском богословии есть ряд серьезных моментов, с которыми мы никак не можем согласиться", — сказал Першин.
Однако, добавил он, "для отца Даниила настолько был дорог Христос и полнота жизни во Христе, эта радость преизбытчествующая, что он эту положительную, позитивную динамику перехода от идолопоклонства к исламскому монотеизму даже не замечал, полагая, что только здесь, в христианстве возможно спасение, а все остальное оказывается за его рамками".
"Но опять же, это вопрос дискуссии. Это серьезный разговор, он идет уже много веков внутри православной традиции и за ее пределами в рамках иных конфессий. И отец Даниил был одним из тех, кто эти вопросы ставил и пытался давать на них ответы, как он умел и мог", — сказал иеромонах Димитрий (Першин).
Даниил Сысоев и его "последователи"
Говоря о тех, кто называет себя учениками Даниила Сысоева, собеседник агентства отметил, что здесь можно наблюдать "печальные события, когда кто-то рвет майки, иногда даже нападает с кулаками на других, потому что их взгляды его не устраивают".
"Мы видим агрессию, какие-то акции, но, насколько я могу судить, большинство этих людей отца Даниила видели либо несколько раз в жизни, либо даже уже после его смерти возвели себя в ранг его учеников. Может быть, его резкость давала какие-то основания и причины для этого. Но тут важно помнить о том, что есть и некоторое общее правило – каждый выносит из храма то, что ближе его сердцу. Кто-то найдет в храме грязь и унесет на подошвах пыль, а кто-то унесет свет", — отметил Першин.
По его словам, отец Даниил Сысоев давал очень много – он "всего себя отдал людям, был действительно свидетелем, горящим, живым светильником, но вот что именно расслышали в его проповеди его так называемые ученики, какую ноту, тональность они подхватили, в каком ключе продолжили это служение — это вопрос".
"Меня больше всего удручает в этой ситуации то, что как раз пасхальной радости мы не видим, а все больше какие-то эмоциональные выплески, жесткость, непримиримость, гипертрофированные эмоции и даже провокации", — заметил иеромонах Димитрий (Першин).
Глава миссионерской комиссии также выразил надежду, что "молитвами невинно убиенного отца Даниила и, может быть, мудростью наших пастырей и всей церкви, те, кто себя называют последователями отца Даниила Сысоева, хотя бы некоторая их часть, все же обретут внутреннее душевное спокойствие, мир, радость и тишину о Христе и во Христе, и тем самым исполнится надежда отца Даниила на воцерковление этих людей, а все эксцессы, изъяны или недостатки будут осознаны как таковые, что позволит расстаться с ними, не причиняя вреда ни себе, ни другим".
"В любом случае, нам ничто не препятствует поминать отца Даниила в своих молитвах, подавать записки за него и стремиться к той светлой внутренней радости о Христе, которая, собственно говоря, и привлекали к нему людей, а он был открыт для всех", — заключил иеромонах Димитрий (Першин).