25 февраля (12 февраля по старому стилю) февраля Православная церковь празднует День Иверской иконы Божией Матери. Этот день отмечается в память принесения второго списка с иконы в Иверский Свято-Озерский монастырь в 1656 году.
Празднование в честь Иверской иконы Богоматери совершается также во вторник Светлой седмицы и 13 (26) октября – в память принесения первого списка с иконы в Москву в 1648 году.
Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею), прославившаяся, по преданию, чудесами в уделах Богородицы на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.
История Иверской иконы просматривается с первого века, когда Божия Матерь еще в дни Своей земной жизни благословила святого апостола и евангелиста Луку написать ее изображение.
История иконы продолжилась во времена иконоборчества в IX веке.
Во время царствования греческого императора Феофила (829 – 842) людей, почитавших иконы, царские слуги предавали пыткам, а сами иконы уничтожали. По преданию, в это время, неподалеку от города Никеи жила благочестивая вдова с сыном, у которой в доме хранилась древняя икона Божией Матери. Кто-то донес на вдову и однажды ночью в дом ворвались иконоборцы и один из них ударил икону мечом, желая изрубить ее на куски. Удар пришелся на изображение правой ланиты Богоматери, и из раны выступила кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном для сохранения святой иконы опустила ее в море. К изумлению вдовы и ее сына, икона не упала, а встала вертикально, ликом к берегу, и, скользя по водам, стала удаляться, пока не скрылась из вида.
Дальнейшая судьба вдовы неизвестна. Сын же благополучно добрался до Афона, где стал монахом Иверского монастыря. От него и узнали монахи Святой Горы об истории древней иконы, ставшей священным преданием монастыря.
Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы – поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
По преданию, икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Принять к себе икону суждено было Иверскому монастырю, который был основан на стыке IХ–Х веков на Афоне благочестивым грузинским полководцем Торникием.
Афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом ее поместили в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. И снова старцу Гавриилу во сне явилась Богородица, которая изъявила свое желание: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей..." Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески – "Вратарница").
Иверская икона прославилась многими чудесами. В истории Иверского монастыря известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.
К замечательным чудесам от иконы относится и то, что находясь при вратах монастырских, она часто не допускала в обитель людей, имеющих на душе какой-либо нераскаянный грех.
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) чудотворного образа. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы. Через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву.
13 октября 1648 года список встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. Впоследствии этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.
Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции эта икона бесследно исчезла).
С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную улицу Москвы – Тверскую.
Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня.
В России есть несколько списков Иверской иконы Богоматери, прославленных чудотворениями, но Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; императорские особы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской, как и все, кто приезжал в город.
Только однажды Иверская покинула Москву – в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря), где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву.
В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934 году и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами.
В ноябре 1994 года патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот, они были восстановлены.
В сентябре 1995 года Алексий II направил Послание настоятелю Иверского монастыря на Афоне архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка Иверской иконы. В кратчайшие сроки образ был написан священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.
25 октября 1995 года новый список был доставлен в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием.
26 октября 1995 года крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные Воскресенские ворота к Иверской часовне. Так Вратарница вернулась на главные ворота российской столицы.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников