МОСКВА, 6 мая - РИА Новости. Правительство во главе с Виктором Зубковым во вторник соберется на последнее заседание перед своей отставкой, которая должна последовать 7 мая после инаугурации избранного президента РФ Дмитрия Медведева, сообщила пресс-служба правительства.
На заседании будут обсуждаться планы МЭРТ на 2008 год, а также предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. С докладом по обоим вопросам выступит глава МЭРТ Эльвира Набиуллина.
Также глава МЭРТ доложит о внесении изменений в четвертую часть Гражданского кодекса РФ и о ратификации соглашения с Китаем о поощрении и взаимной защите капиталовложений и протокола к этому соглашению.
Глава МИД Сергей Лавров представит законопроект о ратификации соглашения с Латвией о статусе латвийских захоронений на территории РФ и российских захоронений на территории Латвии.
Кроме того, Лавров доложит о подписании соглашения с Швейцарией об упрощении визового режима и о ратификации соглашения с Филиппинами об условиях взаимных поездок владельцев дипломатических и служебных (официальных) паспортов.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко выступит с докладом о внесении изменений в постановление правительства от 15 октября 2001 года, касающееся федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники России на период до 2015 года.
Согласно Конституции РФ, правительство обязано сложить свои полномочия перед вновь избранным президентом страны.
Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" уточняет, что решение о сложении полномочий оформляется распоряжением правительства в день вступления президента в должность.
После сложения полномочий правительство по поручению президента продолжает исполнять свои обязанности до формирования нового кабинета.
Итоги неутешительны
Правительство Зубкова было назначено в сентябре 2007 года, в разгар мирового финансового кризиса, и проработало менее восьми месяцев, на фоне роста цен на сырье и продовольствие во всем мире. Неудивительно, что главный итог его работы стал отрицательным: правительству так и не удалось удержать инфляцию в запланированных рамках.
Эту неудачу признал сам Зубков. "Налицо системная проблема... Правительство работает над этой проблемой уже три года, но на сегодня мы имеем только отдельные инструменты регулирования; цельной, осознанной программы, предлагающей универсальные механизмы, у нас до сих пор нет", - констатировал премьер в апреле на коллегии Минфина.
В связи со значительным ростом цен на продовольствие кабинет Зубкова начал предпринимать попытки сдержать инфляцию осенью 2007 года, то есть практически сразу после своего назначения.
Правительство договорилось с производителями и продавцами о замораживании цен на социально значимые продукты питания до 1 февраля 2008 года, затем эти договоренности были продлены еще на три месяца.
Однако, несмотря на ценовой мораторий, срок которого истек 1 мая, инфляция в прошлом году вместо запланированных 8,0% составила 11,9%, и впервые за последние восемь лет не снизилась, а выросла по сравнению с предыдущим периодом. К 1 мая инфляция уже выбрала 6,3% из запланированных Минфином на год 10%. Однако эксперты считают, что инфляция может не только достигнуть прошлогоднего уровня, но и превысить его.
В январе 2008 года в правительстве была создана специальная рабочая группа по регулированию инфляции во главе с вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным. В обязанности группы входит подготовка мер по борьбе с инфляцией и постоянный мониторинг ситуации на потребительском рынке.
Коррупционный воз и ныне там
Правительство Зубкова не приняло и активных мер по борьбе с коррупцией, которых от него ожидали многие. Эти ожидания породил сам Зубков: в его программном выступлении в Госдуме 14 сентября прошлого года тема коррупции стала одной из главных.
"Нужно принять закон о коррупции. Мы много говорим о коррупции, а по сути четкого определения коррупции нет, и как с ней бороться, никто сегодня не знает... Надо создать структуру, уполномоченный орган, чтобы эта структура повседневно, регулярно, а не от случая к случаю, разбиралась с вопросами коррупции", - заявил Зубков.
По его мнению, аналогом такой структуры мог бы послужить подведомственный ему Росфинмониторинг или Национальный антитеррористический комитет.
"Если что может Россию погубить, так это непрофессионализм и коррупция. Нужно принимать меры, и чем быстрее, тем лучше", - добавил Зубков, и это стало одним из самых громких программных заявлений тогдашнего кандидата в премьеры. Аналитики заговорили о планах создания некоего антикоррупционного ведомства в самые сжатые сроки. Многие предполагали, что возглавить его может сам Зубков после своей отставки с поста премьера.
Однако за восемь месяцев работы кабинета такое ведомство так и не было создано. Не был принят и закон о борьбе с коррупцией. Премьер Зубков эту тему в своих публичных выступлениях больше не поднимал.
Новые приоритеты
Заметно активизировалась в правительстве Зубкова работа с регионами. В начале своего премьерства Зубков по поручению президента занимался ликвидацией последствий землетрясения в Невельске, которое произошло 2 августа 2007 года, то есть за полтора месяца до назначения нового кабинета.
Многим в связи с этим запомнился эпизод с отправкой в командировку на Сахалин ("ссылкой", как написали многие газеты) руководителя правительственного департамента экономики и финансов Антона Дроздова. Ряд аналитиков тогда отметили, что новый премьер демонстрирует "жесткий стиль руководства". Позже Зубков лично посетил Невельск и на месте ознакомился с работой по ликвидации последствий землетрясения.
Безусловными приоритетами в региональной работе правительства стали Владивосток как столица саммита АТЭС 2012 года и Сочи как столица Олимпийских игр 2014 года. Развитие Владивостока было выделено в отдельную самостоятельную подпрограмму в федеральной целевой программе развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Совещания по развитию Сочи проходили в правительстве регулярно. Президиум Совета при президенте по подготовке Олимпиады 2014 года возглавлял лично Зубков, а одним из последних громких кадровых решений премьера стала почетная отставка президента госкорпорации "Олимпстрой" Семена Вайнштока и назначение на его место бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного.
Регулярное рассмотрение на заседаниях правительства вопросов развития отдельных регионов ввел еще предыдущий премьер, Михаил Фрадков, однако Зубков усилил и это направление: он стал лично посещать регионы перед такими заседаниями.
На первом же заседании кабинета Зубкова обсуждалось социально-экономическое развитие Пензенской области, и накануне новый премьер удивил журналистов кратковременной поездкой в Пензу. Впоследствии такие поездки стали обычной практикой. Зубков успел посетить Самару, Астрахань, Нальчик, Вологду, Белгород.
Премьер занимался региональными вопросами не только лично. Статус профильного министерства регионального развития РФ в правительстве Зубкова значительно повысился, а полномочия Минрегиона существенно расширились за счет передачи ему части функций МЭРТ и Минфина.
И новые правила
Журналистам правительство Зубкова и сам премьер запомнились главным образом своей относительной закрытостью. Если Фрадков ввел в практику открытые заседания правительства, которые напрямую транслировались в пресс-центр Белого дома, то Зубков вскоре после своего назначения эти трансляции прекратил. Заседания вновь стали проходить в закрытом режиме. Журналистам транслировали только краткое вступительное слово премьера, а после заседания, как правило, устраивали брифинг одного или нескольких основных докладчиков.
Вне Дома правительства Зубков также практически не общался с журналистами, ограничиваясь после всех мероприятий кратким "заявлением для прессы". Общение с журналистами в режиме "вопрос-ответ" при Зубкове почти свелось к нулю.