На богослужении по случаю интронизации избранного Патриарха присутствуют все члены Поместного собора, иерархи Русской православной церкви, представители Поместных православных церквей, многочисленные гости.
После прибытия Патриарха в собор начинается его облачение по патриаршему чину с возложением великого парамана - матерчатого плата прямоугольной формы с изображением Креста. Такой носят монахи на своей спине как знак сораспятия Христу. После пения Трисвятого и возгласа "Призри с небесе, Боже..." духовенство в алтаре и верующие в храме возжигают свечи в знак особой радости и благоговения к святости совершающегося.
Рядом с нареченным Патриархом становятся митрополиты Киевский и Минский. Под руки возводят они нареченного Первосвятителя на Патриаршее горнее место. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников. Митрополит Минский возглашает: "Вонмем". "Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона …Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. Аксиос!" - читает митрополит.
Под возгласы "аксиос!" (греч. "достоин") два экзарха трижды посаждают нареченного Патриархом на горнее седалище (трон) и трижды поднимают.
Духовенство, каждый из двух хоров и, наконец, верующие поочередно повторяют "Аксиос, аксиос, аксиос", древним греческим приветствием свидетельствуя возведение на патриаршую кафедру русского Патриарха.
К святейшему Патриарху подходит ключарь с диаконами, подносящими на блюде новый саккос и омофор - богослужебные одежды архиерея. Вместе с ними Патриарху вручаются две панагии (небольшие иконы, чаще всего Божьей Матери, носимые архиереями на груди на цепочке) и крест. Иподиаконы переоблачают Патриарха. Звучат особые молитвы.
После отпуста Литургии Святейший Патриарх уже в зеленой патриаршей мантии, но еще без куколя (белый патриарший головной убор с закругленным верхом) и жезла выходит на солею (выступающая часть амвона перед царскими вратами иконостаса), где его встречают митрополиты Киевский и Минский. Перед вручением куколя экзарх всея Беларуси говорит: "Святейший Владыко! Приими и возложи на главу свою сей священный куколь Патриарха. Как и все священнические одежды, он имеет свою историю и значение. Происходя от древнего монашеского обычая покрывать главу иноков покрывалом искреннего смирения и всегдашнего о Господе послушания, куколь есть духовный шлем спасения. Тебе, как Предстоятелю Церкви, как никому надлежит блюсти постоянное духовное любомудрие, уподобляясь ангельскому чину серафимов, пламенеющих любовью к Богу. Их изображение отныне будет покрывать твою главу, отныне ты ангел всероссийской Церкви, отныне забота о чистоте веры православной, о чистоте жизни всероссийской паствы становится смыслом твоего служения. И белоснежный куколь, всякий раз возлагаемый на главу, да воспоминает тебе о словах Спасителя: "Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят".
Патриарх приемлет куколь и покрывает им свою главу. Следом в руки нового главы Русской Православной Церкви отдается жезл, последний знак патриаршего достоинства.