Физики впервые разогрели плазму в открытой ловушке до 4,5 млн градусов - РИА Новости, 01.03.2020

Физики впервые разогрели плазму в открытой ловушке до 4,5 млн градусов

© РИА Новости / Павел КомаровГазодинамическая ловушка, Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН
Газодинамическая ловушка, Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН
Это позволит им создать мощный генератор нейтронов, необходимый для тестирования компонентов будущего термоядерного реактора ИТЭР, а также для "дожигания" радиоактивных отходов, сообщил РИА Новости замдиректора Института ядерной физики имени Будкера СО РАН Александр Иванов.

НОВОСИБИРСК, 5 дек — РИА Новости, Ирина Ткач. Новосибирские ученые впервые смогли довести температуру плазмы в газодинамической ловушке открытого типа до 4,5 миллиона градусов — это позволит им создать мощный генератор нейтронов, необходимый для тестирования компонентов будущего термоядерного реактора ИТЭР, а также для "дожигания" радиоактивных отходов, сообщил РИА Новости замдиректора Института ядерной физики имени Будкера СО РАН Александр Иванов.

В традиционных термоядерных установках — токамаках — плазма удерживается в тороидальных магнитных ловушках, похожих на пустотелые "бублики", то есть в закрытых ловушках. Газодинамическая ловушка, созданная в Институте Будкера, относится к классу открытых ловушек — она представляет собой "трубу", с магнитными пробками на концах.

Схема международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР (ITER). Архив
Физики из Новосибирска создадут систему диагностики для реактора ИТЭР
Теперь ученым впервые удалось довести температуру плазмы в такой ловушке до 4,5 миллиона градусов — это позволит получить на этой установке мощный поток нейтронов (он возникает при впрыскивании в плазму атомов).

"Параметры в 4,5 миллиона градусов соответствуют плотности нейтронного потока, который будет в большом токамаке ITER. Если мы сделаем вторую систему нагрева, то температура вырастет примерно до 700 электрон-вольт (примерно 7 миллионов градусов). Тогда эта плотность нейтронного потока удвоится, и она будет соответствовать тому, который ожидается в коммерческом реакторе токамаке", — сказал Иванов.

Одна из главных проблем при постройке будущего термоядерного реактора — деградация его конструкции под влиянием нейтронного потока. Нейтронный генератор с сопоставимым потоком позволит провести необходимые материаловедческие эксперименты и подобрать материалы для постройки ИТЭРа.

По словам Иванова, сооружение нейтронного генератора на основе открытой ловушки гораздо проще, чем на базе токамака.

Другое возможное применение установки — утилизация радиоактивных отходов. В ней можно за короткий срок "дожигать" отработанное ядерное топливо — плутоний, актиниды, которые имеют очень длинный период полураспада.