Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Специалисты аэропорта рассказали, в чем сложность воссоздания первоначального облика самолета, об идеях внутреннего интерьера будущего музея и о том, как новосибирский детдомовский парнишка на этом лайнере "зайцем" летал.

НОВОСИБИРСК, 16 авг — РИА Новости, Татьяна Косачева. Легендарный советский лайнер Ил-86, который шесть лет назад прекратил полеты и ожидал утилизации, сейчас готовится стать музеем авиации аэропорта "Толмачево" в Новосибирске. Накануне Дня Воздушного флота корреспонденты РИА Новости побывали в будущем музее.

Специалисты аэропорта рассказали, в чем сложность воссоздания первоначального облика самолета, об идеях внутреннего интерьера будущего музея и о том, как новосибирский детдомовский парнишка на этом лайнере "зайцем" летал.

Самолет "для себя"

Пока к Ил-86 доступ для всех желающих закрыт. Получив разрешение на съемку, мы прошли досмотр в аэропорту, надели специальные ярко-желтые жилеты, без которых находиться на летном поле запрещено, и в сопровождении сотрудника авиаузла прошли к стоянке лайнера.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

 

"Стоять на летном поле Ил будет не всегда. Это временная мера, до тех пор, пока его не приведут в должный вид. После его транспортируют и установят за зданием старой гостиницы аэропорта. Тогда посетить музей сможет любой желающий", — поясняет пресс-секретарь "Толмачево" Ирина Шавшина.

Полтора часа на земле: предполетная подготовка пилотов
Полтора часа на земле: предполетная подготовка пилотов в Новосибирске

Лайнер виден издалека — не заметить на фоне современных самолетов такую громадину сложно: белый, немного запылившийся красавец. У самолета встречает главный инженер инженерно-авиационной службы аэропорта Евгений Петров и инженер по планеру и двигателю Юрий Воротников. Он же, кстати, руководит процессом реконструкции.

Попасть в самолет, как оказалось, непросто — трапы лайнера пока неисправны. Есть техническая стремянка, но без специальной сноровки упасть с нее можно в три счета. Однако у специалистов, работающих с самолетом, получается преодолевать ее виртуозно.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

Поднявшись в салон, понимаешь, почему Ил раньше называли "спасением воздушного транспорта Страны Советов" и самой надежной и комфортабельной отечественной машиной.

Два военных советских самолета доставили в музей в Красногорске

Столько места, что с современными Airbus или Boeing просто не сравнить. Высокий потолок не нависает прямо над головой и индивидуальные вентиляторы не сверху, а встроены в спинку стоящего впереди кресла. И расстановка кресел просторная, комфортная для пассажира с любым ростом, — расстояние между рядами заметно больше, нежели в большинстве современных самолетов.

А еще большой гардероб, лифт для кухни и туалет, в который не надо протискиваться. Неспроста тогда говорили, что Ил — самолет, сделанный от души, как "для себя".

© Фото : предоставлено аэропортом "Толмачево"Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

"Это самолет первого класса. В одном ряду с Boeing 767. Даже с новыми А320 не сравнить — там туалет и кухня в хвосте. У последних восьми рядов постоянно очередь желающих в туалет выстраивается, которая к тому же мешает бортпроводникам, пробивающимся со своими тележками", — говорит Воротников.

Кафе и тренажеры

Однако ремонтной бригаде нужно еще потрудиться, чтобы вернуть первоначальный облик. Пока здесь обшарпанный пол, в передней части салона старые кресла с другого самолета, отправленного в утиль, и приборная доска в кабине пилотов, еще зияющая черными дырами. Концепция музея еще обсуждается, говорят сотрудники аэропорта.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

"Как вариант, в хвостовой части будет детское кафе и музей аэропорта, а в передней — детальная реконструкция салона. Но главное — нужно собрать вещи, связанные с авиацией с 1957 года по 2013 год: фотографии, расписания, буклеты, билеты, бортовую посуду и так далее", — рассказывает Шавшина.

Раньше самолет принадлежал авиакомпании S7. Осенью 2007-го остановили его эксплуатацию. "Толмачево" выкупил лайнер, который был подготовлен на сдачу в металлолом.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

"Была только обшивка снаружи. Внутри не было ни одной панели. Ни кресел, ни проводки в кабине, ничего. Сейчас осталось найти 65 наименований приборов, а сначала нужно было около 200. Везде по России ищем детали. Нужно решать вопрос о ковролине и чехлах…", — говорит инженер Воротников.

Подвоха не заметят

Но это не самая главная проблема, которую придется решить. Нет двигателей. Да и найти их сейчас просто невозможно. В начале 2000-х годов от Ил-86 пришлось отказаться всем авиакомпаниям.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

Во-первых, из-за неэкономичности воздушного судна: расход топлива составлял 14 тонн в первый час, и 12 — в последующие, а также из-за несоответствия уровня шума двигателей лайнера требованиям зарубежных авиационных властей. Во-вторых, резко упал пассажиропоток. В итоге почти все машины сдали в утиль.

"Мы сейчас ведем переговоры с одним из заводов, чтобы специально для нас сделали муляж двигателей на Ил, причем нужно соблюсти все до мелочей, чтобы даже знающие люди не заметили подвоха", — продолжает Петров.

В разговоре и Петров, и Воротников не скрывают, что сожалеют об ушедшей авиаэпохе и забытой инженерной мысли. Ил-86 был самым современным лайнером для 1980-х годов: имел лучшее навигационное оборудование, а гарантом надежности было четырехкратное резервирование всех систем. Позже на его базе был создан Ил-96, который остался не востребованным. Хотя сегодня, по их словам, был бы в своем классе лучшим.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

"Самолеты утилизируют… Но главное, что остаются люди, которые живут авиацией. Я вот сам почти 30 лет российской авиации отдал. А ведь немало тех, кто предпочел работу за границей. <…> И кстати, в создании Boeing 787 (Dreamliner) участвовало немало бывших российских специалистов", — отмечает Воротников.

Облетел полмира "зайцем"

Как вспоминают в аэропорту, с самолетом, который в скором времени станет музеем, связано немало разных историй. В том числе и, казалось бы, совершенно невероятных.

Так новосибирский детдомовец в 1990-х годах из аэропорта "Толмачево" чуть ли не полмира "зайцем" облетел, в том числе и на этом Ил. "Пробирался на летное поле, прячась за автобусом добегал до самолета, и прятался среди багажа. Когда обслуживали самолет и снимали обшивку, нашли отметки вроде "здесь был Вася", — рассказывает инженер.

А один из курьезов случился во время обучения бортпроводников, когда новичкам рассказывали о надувном трапе.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

"На Иле система стоит, когда при переводе ручки в положении более 90 градусов, дверь отщелкивается, а потом сцепленный трап, спрятанный под коробом, выбрасывается и надувается. Когда инструктор начал переводить ручку в состояние "автомат", все начало шипеть. Испугавшись, он схватился за ручку и попытался ее вернуть в прежнее положение, но не тут-то было", — смеется Воротников.

Даже подоспевшая бригада не смогла помочь — трап начал вываливаться из короба внутрь салона. В конечном итоге система победила: трап разложился. Собирали его сторонние специалисты. Поэтому было это довольно накладно. Но потом укладывать трапы научились и работники "Толмачево".

Первый в Сибири

Установка нового "крылатого" музея будет куда сложнее по сравнению с работами над первым экспонатом Музея истории авиации "Толмачево" — Ту-154. "Нет технической возможности демонтировать часть крыла самолета, поэтому будем буксировать самолет с неотстыкованным крылом", — говорят инженеры.

© РИА Новости / Павел КомаровКак самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86
Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86

А поэтому, поясняют они, придется освобождать территорию — убирать столбы, ограждения и внутреннюю парковку.

В Сибири это будет первый подобный музей. В России, возможно, второй. Одновременно в "Пулково" также реконструируют Ил-86.

Точные сроки в "Толмачево" пока не называют, все зависит от того, какая именно концепция музея будет принята. Если решат наполнить самолет-музей всеми атрибутами советской эпохи гражданской авиации, понадобится время не только на технические работы, но и на поиск экспонатов.

Новосибирск
Комментарии
24 пользователя оставили 30 комментариев
Если бы в свое время догадались изменить конструкцию на 2 двигателя, то сейчас летали бы на Ил-96 в очередной его модификации. 86й был замечательной машиной, очень комфортной, очень нравился иностранцам, разговаривал с немцами во Франкфурте, они были в восторге от комфорта. Взлетал с достоинством, не качался и не тряс пассажиров. Собственные трапы в самолет, и грузовая палуба, куда можно было самому поставить багаж вообще уникальны. Словом, загубили идею сами, без посторонней помощи. Теперь поезд ушел. Правительство и президент и палец о палец не ударили, чтобы сохранить авиапром, так что и коструировать такие самолеты уже некому. Все, прилетели.
Довелось однажды лететь на таком из Семипалатинска в Москву. Как сейчас помню - в хвостовом салоне. Вот это махина!!!!! Комфортно, просторно. Впечатлило.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена