Главная задача запланированных на 3 декабря переговоров глав МИД РФ и Японии Сергея Лаврова и Фумио Кисиды — сверить часы перед официальным визитом президента России в Японию 15-16 декабря. При этом углубленной дискуссии по проблеме мирного договора министры не планируют. Об этом, а также об отсутствии у России намерений создавать военный союз с Филиппинами и сотрудничестве с Китаем рассказал в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Наталье Кургановой заместитель главы МИД РФ Игорь Моргулов.
— В мае 2015 года лидеры России и Китая достигли договоренности о взаимодействии двух стран в целях сопряжения строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Есть ли конкретные результаты на этом направлении?
Кроме того, на рассмотрении китайских партнеров находятся российские предложения по 20 крупномасштабным проектам, которые предусматривают в том числе создание системы эффективной защиты и поощрения взаимных капиталовложений, а также цепочек добавленной стоимости с выходом на рынки третьих стран.
Президентом Владимиром Путиным определен стратегический ориентир — создание большого Евразийского партнерства с участием стран-членов ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, других заинтересованных азиатских, а в перспективе и европейских государств. Достижение этой цели было акцентировано лидерами России и Китая на двустороннем саммите в Пекине в июне сего года. В качестве первого шага было решено разработать концепцию принципиальных параметров и модальностей продвижения данного партнерства. Это задание выполнено. Теперь главы правительств двух стран поручили экспертам сторон подготовить технико-экономическое обоснование проекта. Такая работа сейчас разворачивается.
Словом, повестка дня на треке сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути весьма насыщенная. Но, как известно, "дорогу осилит идущий", и мы с китайскими партнерами настроены продолжать активное взаимодействие на этом направлении.
— Избранный президент США Дональд Трамп заявил о намерении начать процедуру выхода из соглашения по Транстихоокеанскому партнерству. Ранее Москва говорила, что это объединение не отвечает современным условиям. Как в Москве сейчас расценивают ситуацию?
— Мы пока не располагаем информацией о принятии в США на этот счет какого-либо официального решения. Вне зависимости от развития ситуации исходим из того, что выход или изменение условий участия в Транстихоокеанском партнерстве — прерогатива государств, подписавших данное соглашение.
С удовлетворением отмечаем укрепление данного понимания на наиболее представительной диалоговой площадке АТР по интеграционной проблематике — в форуме "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество". На недавнем саммите АТЭС в Лиме поддержана последовательно отстаиваемая нами позиция о необходимости выстраивания общерегиональной интеграции через сопряжение на транспарентной и недискриминационной основе всех профильных инициатив, в том числе реализуемых на евразийском пространстве. Евразийский экономический союз в целом и Россия в частности к этой работе готовы.
— Какова повестка переговоров глав МИД России и Японии Сергея Лаврова и Фумио Кисиды, которые состоятся 3 декабря в Москве? Будут ли обсуждаться вопросы мирного договора и Курильских островов?
— Запланированные на 3 декабря переговоры министров иностранных дел двух стран станут завершающим этапом подготовки предстоящего 15-16 декабря официального визита президента России в Японию. Повестка дня встречи министров весьма обширна и охватывает практически весь комплекс двусторонних отношений, а также актуальные международные темы. Разумеется, главное внимание будет уделено содержательному наполнению российско-японского саммита, в том числе договоренностям, которые могут быть достигнуты по его итогам. Приоритетное значение придаем выходу на решения по расширению сотрудничества в торгово-инвестиционной сфере. В настоящее время идет работа над согласованием ряда важных соглашений в таких сферах, как энергетика, промышленная кооперация, высокие технологии, городская среда, медицина.
Что касается проблемы мирного договора, то она, скорее всего, будет затронута, но углубленной дискуссии, насколько мне известно, не планируется. Ее предметное обсуждение ведется по созданному в соответствии с поручением лидеров двух стран каналу на уровне заместителей министров иностранных дел.
— В урегулировании вопроса мирного договора с Японией рассматривает ли Москва варианты передачи Токио каких-либо территорий или этот вопрос полностью исключен? С российской стороны в чем заключается компромисс по вопросу заключения мирного договора?
Говоря о компромиссе, мы имеем в виду поиск взаимоприемлемого решения проблемы, то есть такого решения, которое будет принято народами обеих стран. При этом прогресс в его достижении возможен только на фоне формирования в российско-японских отношениях атмосферы доверия, вывода их на качественно иной, более высокий уровень, взаимовыгодного сотрудничества, прежде всего в практических областях.
— Ранее президент Филиппин заявил о возможности создания военного союза между Россией, Филиппинами и Китаем. Идут ли уже переговоры по этому поводу? Видит ли Москва целесообразность в таком союзе?
— Честно говоря, не помню таких формулировок в высказываниях президента Родриго Дутерте. Если не ошибаюсь, он говорил об "открытых альянсах" с Россией и Китаем прежде всего с экономическим наполнением. Мы рассматриваем Филиппины как перспективного партнера в АТР. В том числе готовы оказывать Маниле содействие в укреплении обороноспособности. Но, разумеется, о формировании российско-филиппинского военного союза речь не идет. Как, кстати, не носят союзнического характера и российско-китайские отношения. Между нашей страной и КНР, как известно, установлен новый тип межгосударственных отношений — всеобъемлющее доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие. В целом же убеждены, что архитектура безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе с опорой на закрытые военные союзы является наследием эпохи "холодной войны" и не в состоянии адекватно реагировать на глобальные и региональные вызовы. Не говоря уже о том, что модель узких альянсов по самой своей сути не может служить универсальным инструментом поддержания стабильности, поскольку не гарантирует безопасность тех стран, которые в такие союзы не входят.
В качестве альтернативы предлагаем общими усилиями выстраивать всеобъемлющую систему безопасности в АТР, которая соответствовала бы современным реалиям и учитывала бы озабоченности всех региональных государств. Такая система должна основываться на принципах неделимости безопасности, соблюдения норм международного права, мирного урегулирования споров и конфликтов, невмешательства во внутренние дела, взаимного уважения интересов друг друга. Соответствующая работа по инициативе России развернута в рамках Восточноазиатских саммитов, и наши китайские и филиппинские партнеры вносят в нее заметный вклад.