Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова впервые в данной должности приняла участие в 33-й сессии Совета ООН по правам человека, проходящей в Женеве. За три дня своего визита она провела несколько встреч с представителями международных правозащитных институтов, президентом СПЧ, а также встретилась с главой отделения по Америке, Европе и Центральной Азии управления верховного комиссара ООН по правам человека Джанни Магазенни. Было принято решение, что уполномоченный по правам человека в РФ и УВКПЧ ООН создадут рабочую группу по взаимодействию.
О том, будут ли продолжены визиты российского омбудсмена на сессии СПЧ ООН, как может быть расширен его мандат в рамках законодательства РФ, где на самом деле содержалось 17 российских граждан в Харькове и сколько украинских диверсантов было задержано в Крыму, Татьяна Москалькова рассказала в интервью руководителю представительства МИА "Россия сегодня" в Швейцарии Елизавете Исаковой.
— Татьяна Николаевна, это ваш первый визит на сессию Совета ООН по правам человека в должности омбудсмена. Насколько он важен для выполнения вашего мандата?
— Это моя первая такая поездка, и для меня она имеет большое значение. Это как первый выход на сцену, как начало большого пути. И от первых шагов всегда очень многое зависит. Поэтому я очень тщательно подготовилась к тому кругу коммуникаций, который возможен здесь для определения концепции реализации своего мандата. И, конечно, к своим двум выступлениям в рамках 33-й сессии Совета ООН по правам человека.
Вот эти два момента очень важны: собственно познакомиться с СПЧ ООН, с людьми, их настроениями, их концепцией, главной целью которой является защита людей, и осветить те специфические вопросы, которые были вынесены. Это молодежь и права человека и защита коренных и малочисленных народов. Оба эти вопроса имеют для России важное значение.
Первый день в Женеве оставил очень хорошее впечатление конструктивного диалога, на который настроены все государства и который проходит в доброжелательной атмосфере.
— Собираетесь ли вы принимать и дальше участие в заседаниях СПЧ, в том числе в мартовской сессии?
— Я уже сейчас готовлюсь к мартовскому форуму, потому что он собирает всех омбудсменов и этот обмен мнениями очень важен.
Важно донести до них позицию российского омбудсмена и взять на вооружение те эффективные методики и механизмы, которые работают в других государствах по защите отдельных направлений в области прав человека, а также в целом понять факторы, влияющие на защиту прав человека в мире, в государстве, в межгосударственных отношениях.
— Очень часто СПЧ ООН обвиняет Россию в несоблюдении прав человека. Россия, в свою очередь, заявляет об ангажированности ряда докладов Совета и его независимых комиссий. Собираетесь ли вы как-то влиять на эту ситуацию, в том числе во время ваших визитов на сессии СПЧ?
— Очень важно, чтобы в оценке защиты прав человека теми или иными государствами не было двойных стандартов и несправедливых подходов. Потому что любая категория в общественно-политической и общественно-экономической сфере в той или иной степени бывает оценочной. Нам очень важно добиться справедливого отношения, которое возможно только через диалог и взаимодействие.
Любое прекращение диалога, как это было предпринято в ПАСЕ в отношении российских парламентариев, неконструктивно и лишает возможности услышать другую сторону. Поэтому я, конечно, буду делать все возможное, чтобы участвовать в этом конструктивном диалоге и донести до мирового сообщества те позитивные наработки, которые у нас имеются и уже оценены международным сообществом. В том числе признание работы уполномоченного на уровне международного статуса группы А.
— Вы говорили о том, что у вас есть набор предложений для президента по расширению мандата уполномоченного по правам человека. О чем конкретно идет речь? Какие полномочия и как вы предлагаете расширить?
— Во-первых, основные полномочия определены парижскими принципами. Но еще не все парижские принципы нашли свое воплощение в национальном законодательстве в России. Во-вторых, реализация функции уполномоченного возможна в плане расширения возможностей команды уполномоченного. Поэтому я буду просить рассмотреть вопрос о праве уполномоченного давать доверенность сотруднику аппарата на посещение мест лишения свободы, органов государственной власти и представительства в суде. Поскольку уполномоченный один на всю страну, у него нет заместителя, а функции ознакомления с материалами дела и посещения осужденного или обвиняемого, который обратился ко мне, требуют личной проверки.
Я также думаю над механизмами, которые могли бы позволить мне реализовать функцию совершенствования законодательства. Сегодня у уполномоченного есть четыре главные функции. Это работа с обращениями граждан, совершенствование законодательства, международное сотрудничество и правовая пропаганда. В рамках функции совершенствования законодательства у меня есть только право обратиться с предложением о том, чтобы изменить тот или иной закон. Я не ставлю сегодня вопрос о наделении уполномоченного правом законодательной инициативы. Это требует очень глубокого осмысления того, есть ли для этого достаточный инструментарий. Но и просто выдвижения инициативы оказывается мало, потому что анализ докладов уполномоченного по этому направлению за последние годы позволяет сделать вывод, что лишь небольшая часть инициатив подхватывается субъектами законодательной инициативы.
— А каким образом это может быть сделано? Есть ли у вас какие-то наработки того, как повысить реализацию данной функции?
— Сейчас в процессе обсуждения есть один такой механизм. У нас существует два вида экспертиз, которые осуществляются в отношении законопроектов, которые поступают в Государственную думу. Это правовая экспертиза и антикоррупционная экспертиза.
Но мне кажется очень важным механизмом было бы внедрение экспертизы, которая проводилась бы уполномоченным по правам человека, являлась бы обязательной и легла бы на стол депутату в качестве заключения к законопроекту. Этот механизм повышал бы возможность уполномоченного реализовать свое отношение к законопроекту с точки зрения соблюдения или ущемления прав человека.
Я много думала об экспертизе законопроектов на соответствие международному и национальному законодательству с позиции соблюдения или нарушения прав граждан. Понятно, что есть законопроект, экспертным сообществам и субъектам он направлен на повышение эффективности защиты прав граждан. Но на деле мы видим другое — принятая та или иная форма в законе оказывается для человека, ущемляющей его права. Очень важно выдержать баланс.
Любой закон — это компромисс противоположных интересов. И искусство законодателя — достигнуть баланс между защитой и обвинением, между потерпевшим и обвиняемым, между истцом и ответчиком. И если у одной из этих сторон будет больше прав, то другая сторона будет страдать в защите своих интересов.
В парижских принципах есть также такая форма, как заслушивание органов власти на предмет нарушения прав человека. У нас у уполномоченного нет права пригласить руководство органов власти или конкретного человека в случае выявленных системных ошибок. Есть форма личной переписки, личного посещения руководителей. Так что, мне кажется, можно подумать и над этой новой функцией.
Для последующего внесения президенту РФ также разрабатываются еще два предложения. Это увеличение до двух лет срока подачи уполномоченному жалобы, исчисляемого со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении, вместо одного года, установленного действующим законодательством. Второе изменение касается регламентации административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.
22 сентября исполняется пять месяцев, как я нахожусь в должности уполномоченного по правам человека РФ. Это достаточно небольшой срок, чтобы весь свой социальный опыт переложить на новую сферу и выработать конкретную дорожную карту своих действий.
— Если вернуться к вашим непосредственным функциям уполномоченного по правам человека, на каком этапе находится процесс согласования передачи 17 крымских заключенных Украине?
— Мое обращение и поручение заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака находятся на рассмотрении органов власти — Министерства юстиции, ФСИН, Генеральной прокуратуры, Министерства иностранных дел — для выработки соответствующих механизмов. Я надеюсь, что решение будет принято в ближайшее время.
— Есть ли ответ из правоохранительных органов на ваш запрос, который вы сделали по просьбе Валерии Лутковской, об украинских диверсантах в Крыму?
— Ответ получен. Он поступил из ФСБ за подписью руководства. Там названы два человека. Информация в СМИ о 100 и более человек не подтвердилась. Фамилии этих двух человек известны, они направлены Лутковской, и в сообщении правоохранительных органов написано, что они обеспечены защитой, жалоб с их стороны на условия содержания не поступало. Оба задержанных являются гражданами Украины.
— Сообщила ли вам Валерия Лутковская информацию о гражданах РФ, якобы освобожденных из секретных тюрем СБУ в Харькове?
— Нет. Не предоставила. Потому что, я думаю, ей такую информацию и не сообщили, поскольку правоохранительные органы Украины отрицают само существование таких закрытых учреждений. Тем не менее на прием ко мне приходили родственники этих граждан, которые сообщали информацию, вызывающую у меня доверие, что действительно эти люди содержатся в специальных закрытых учреждениях, которые можно назвать местами лишения свободы. Но официально я получила ответ, в том числе через Лутковскую, о том, что ни в одном из следственных изоляторов и мест заключения Украины они не содержатся. А где они тогда могут содержаться?
Только в неофициальных закрытых учреждениях.
— А вы будете настаивать на расследовании данной ситуации, направлять обращение официальному Киеву?
— Мы это уже делали, и не только мы, но и группа представителей ООН, которые, в частности, просили ознакомиться в Харькове с учреждениями, которые якобы находились в здании СБУ. Но и они получили отказ.
Очень важно, что мировое сообщество сегодня все же откликается на запросы общественности проверять эти факты. Нужно продолжать работать в этом направлении.
— Татьяна Николаевна, в день выборов вы направили письма в международные организации в связи с нарушениями прав российских избирателей на Украине, в частности вы направили письма уполномоченной по правам человека в Украине, Верховному комиссару ООН по правам человека, комиссару по правам человека Совета Европы и послу Евросоюза в РФ Ушацкасу. Получили ли вы ответы на эти обращения?
— Справедливости ради надо сказать, что прошло всего лишь два дня. За это время сложно подготовить обстоятельный ответ. Но я разговаривала по телефону с Лутковской, она с пониманием подошла к моему запросу и обещала передать мою просьбу правоохранительным органам Украины. Что касается Верховного комиссара ООН по правам человека, то его сейчас нет в Женеве, но у меня есть возможность задать этот вопрос его заместителю, если у меня состоится с ним встреча.
— Посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас при личной встрече с вами пообещал разобраться с нарушением прав россиян на Украине, связанными с выборами в Госдуму. Ранее он заявил о том, что уже направил вам официальный ответ.
— На сегодняшний день ответа в аппарат уполномоченного не поступало. Мы будем выяснять этот вопрос у самого господина Ушацкаса.
Уже после опубликования интервью Татьяна Москвалькова сообщила РИА Новости, что ответ от посла Евросоюза в РФ был получен, но она не смогла с ним ознакомиться, так как находилась в Женеве на 33-й сессии Совета ООН по правам человека.