Более 700 тысяч выпускников школ в этом году сдавали единые государственные экзамены (ЕГЭ). Экзаменационную кампанию-2011 преследовали скандалы, связанные с многочисленными нарушениями, о которых открыто говорили сами выпускники и их учителя. Ученики выкладывали экзаменационные варианты в интернете, покупали решения в социальных сетях, учителя и студенты помогали школьникам списывать, во время экзаменов использовались официально запрещенные мобильные телефоны. Свою оценку прошедшим выпускным, а для кого-то и одновременно вступительным экзаменам, а также прогноз на ближайшие события в сфере образования, в интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Виноградовой дал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко во время международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
- Андрей Александрович, как вы оцениваете кампанию ЕГЭ-2011?
- В этом году одна позитивная вещь произошла точно. В большинстве регионов контроль усилился, и люди перестали бояться вынести на публику те вещи, которые еще не так давно пытались затушевать и оставить на рабочем уровне. Потому что до тех пор, пока нарыв не будет вскрыт, его невозможно лечить. Вот в этом году многие вещи были вскрыты. И мы точно так же, как и остальные, не побоялись показывать те слабые места, которые были в ЕГЭ. Они были не только в ЕГЭ, они были во всех экзаменах и год назад, и два года назад, и десять лет назад. Точно так же списывали, точно так же были подмены одних людей другими - такие случаи были, мы это знаем. Но в этом году, как ни в каком другом году в прошлом, это было открыто предъявлено и сказано.
По нашим оценкам, этих случаев не стало больше, но на порядок больше стала открытой система. И я оцениваю это хорошо, потому чтосчитаю, что с болезнью стали более серьезно бороться.
- В СМИ появилась информация о том, что с 2012 года в России планируется запустить новую программу по образованию российских студентов за рубежом. Государство будет оплачивать лучшим из них обучение за границей с одним условием, если они вернутся на работу обратно в Россию. На каком этапе сейчас эта программа?
- Мы готовим такую программу. На самом деле, в некоторых секторах это и сегодня есть. У нас есть специальные стажировки. Речь идет о том, что мы должны сейчас сделать комплексную программу с участием работодателей, которые сформулируют свою заинтересованность в подготовке высококлассных специалистов, но при этом берут на себя определенную ответственность за то, что этим людям будут предоставлены достаточно привлекательные высокооплачиваемые рабочие места.
- Все же некоторые представители науки считают, что обмен студентами в целом гораздо эффективнее такой программы и развивать нужно именно такую форму работы.
- Не надо абсолютизировать ту или иную форму. Пусть будет и то, и другое, и третье. Я считаю, что обязательно наряду с программами отправки студентов в другие страны, мы должны реализовывать программы приглашения ведущих профессоров сюда. Это программа, которая тоже требует достаточно серьезного и активного развития, потому что именно эти программы позволяют повысить качество образования в целом. "Мега-гранты" показывают, что профессора, приезжающие сюда, ведущие научную работу с нашими студентами-аспирантами, читающие им лекции, повышают качество образования не только по своей дисциплине. К ним тянутся остальные преподаватели, и возникает определенный уровень, к которому подтягиваются все остальные.
- Обсуждение стандартов для старших классов утихло, как и закона "Об образовании". Какая судьба у этих важных документов?
- По поводу стандартов для старшей школы, сейчас Общественная палата предложила министерству собрать воедино все предложения и попробовать интегрировать их в единый стандарт. Мы обратились к целому ряду очень уважаемых людей как из образовательного сообщества, так и не из образовательного сообщества, с тем чтобы они взяли на себя работу по обсуждению стандарта и выработке интегрированных предложений. Рабочую группу возглавит Михаил Валентинович Ковальчук, секретарь президентского совета по науке, технологиям и образованию. Мы рассчитываем, что на базе этого обсуждения мы сформулируем следующие шаги по тому, как двигаться по образованию.
Что касается закона, то отработала президентская комиссия, которую возглавлял Владимир Федорович Яковлев. Она дала свои замечания.
По этим замечаниям, по результатам обсуждения мы дорабатываем сейчас очередной вариант. И решение президента заключалось в том, чтобы провести еще один круг обсуждений во время августовских педсоветов в различных регионах. Мы готовим материалы к этому. В ходе съезда российского педсобрания одна из секций была посвящена обсуждению этого закона. Причем президент согласился принять участие в одном или нескольких августовских педсоветов в регионах. Мы считаем, что после этого обсуждения, после сбора всей информации, мы сможем уже выйти на официальную процедуру согласования с другими регионами и министерствами, с тем чтобы до конца года этот закон был внесен в правительство и дальше принят.
- Все ли российские вузы смогут с 1 сентября перейти на двухуровневую систему образования, бакалавриат и магистратуру?
- У нас часть вузов осталась в специалитете. Что касается остальных направлений, то они не смогут, они должны. Это закон. Они не должны нарушать закон. По моим оценкам, практически все готовы.
- Верховный суд России на днях вернул старый порядок приема первоклассников в школы Москвы, по территориальному принципу. Вокруг поступления в школы столицы прошлой весной родители будущих учеников устроили большой ажиотаж. Не нарушает ли такая норма конституционное право человека на всеобщее равенство?
- Значит, регионы будут выполнять. Дети имеют право в первую очередь поступать в близлежащие школы, но это не значит, что им запрещено категорически поступать в другие школы. Но, в принципе, есть ограничения. Мы - исполнительная власть и должны исполнять те законодательные решения, которые приняты. Меня можно и нужно ругать, если я не реализую закон, но пока закон не отменен, моя задача - реализовывать законодательные решения.
Каждая система имеет свои недостатки. Самые серьезные претензии не к тому, как распределяют детей, а к тому, что есть целый ряд школ, которые не дают нормальное образование. Проблема в том, что у нас высоким требованиям отвечает 30-40-50% школ, а остальные не отвечают. И возникает ажиотаж. У нас же нет такого, что если ты не успел, то ты не можешь получить образование. Образование получают все. Но образование образованию - рознь.
У нас же мест хватает, на самом деле. Муниципалитеты распределены таким образом, чтобы количество детей в этом муниципальном объединении не превышало количество мест в этой школе. В этой школе может быть больше мест, но оно не может быть меньше.