Межгосударственный информационный пул (МИП), созданный по инициативе телевизионных компаний стран Содружества, проработал год. Суть проекта в телеобмене сюжетами между ТВ-компаниями постсоветских стран. О результатах работы телеальянса РИА Новости рассказал Радик Батыршин, председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», председатель административного совета Межгосударственного информационного пула телерадиоорганизаций стран СНГ. Беседовала Анна Шелепова.
- Радик Ирикович, какие сюжеты пула особенно популярны?
- Когда мы приступали к реализации этого проекта, с трудом верилось, что все получится. Большими скептиками были две организации - Межгосударственная телерадиокомпания «МИР», как спутниковый оператор, и Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК). Во-первых, нам казалось, что согласовать интересы столь разных организаций, как общественные каналы СНГ, находящиеся в самых разных местах, невозможно. Во-вторых, мы не представляли, как можно унифицировать налоговое законодательство, потому что невозможно передавать друг другу материалы без оплаты. Все это запрещено везде, что в России, что в Казахстане, что в Белоруссии, что в Киргизии, что в Армении, что Азербайджане... Вдруг все это получилось!
Более того, через какое-то время мы увидели, что наш основной российский партнер ВГТРК занимается симметрией сюжетов, то есть в них участвуют не только первые лица государства, но главными героями стали и простые люди.
Генератором всего этого проекта была ВГТРК, а также лично ее руководитель Олег Борисович Добродеев, который всю эту историю поощрял и развивал.
Сегодня, когда я смотрю копилку сюжетов, я понимаю, что каждый из них максимально рейтинговый.
- Каковы основные принципы работы МИПа?
- Каждый канал-участник должен предоставить в общую «копилку» по одному телесюжету в день. Каналы получают право разместить в своем эфире сюжеты, поступившие от других телерадиокомпаний. В большинстве стран Содружества находятся наши филиалы, и, соответственно, спутниковые системы, которые позволяют оперативно поднимать на спутник видеоматериалы и «раздавать» их всем участникам пула. По сути, выстроенный нами обмен аналогичен существовавшей когда-то системе «Интервидения» - оперативного обмена видеоматериалами, только в рамках СНГ.
- Вместе с агентством РИА Новости вы нередко проводите видеомосты. Эффективны ли они как медийные инструменты?
- Мы проводим видеомосты, как только возникает ощущение необходимости пообщаться с коллегами. Цель - получить интересные программы и предложить коллегам свои сюжеты. Видеомосты позволяют оперативно решить возникающие вопросы, на согласование которых раньше тратилось неоправданно много времени.
- По каким критериям вы выбираете сюжеты?
- Изначально сюжеты были с уклоном на «паркетную» журналистику, то есть о первых лицах стран СНГ. Затем нам начали посылать материалы с другой концепцией. Сюжеты стали объяснять, чем дышат обычные люди. Мы живем в разных независимых странах, представляем собой разные аудитории, у всех свои интересы. Но нам, людям, которые выросли в большой единой стране, все так же интересно, сколько в Казахстане стоит снять дачу на лето, сколько в Бишкеке стоит килограмм мяса и так далее. Мне интересно знать, как живут люди, с которыми я учился в университете, служил в армии, с которым я работал в стройотряде... И мне отрадно, что пул, покрутившись на роликах «паркета», начал рассказывать сюжеты о жизни обычных людей. Механизм поменялся потому, что журналисты стали соревноваться. Пул стал, условно говоря, как ВДНХ, выставкой достижений телевизионного хозяйства СНГ.
В данный момент к пулу, помимо первого национального канала «Казахстан», присоединяется вторая Казахская телекомпания, и уже проявили инициативу несколько русскоязычных компаний Балтии.
- Каковы выгоды от участия в объединении?
- К сожалению, за последние 20 лет большая часть каналов так и не смогла позволить содержать своих корреспондентов и корпункты в других странах. Даже для «МИРа», у которого есть 8 филиалов, предпочтительнее брать сюжеты коллег по пулу.
- Сколько лет работает «МИР» и на какие страны вещает?
- «МИР» был основан по инициативе президента Нурсултана Назарбаева и утвержден решением совета глав государств СНГ в 1992 году, вещает на все страны СНГ и Балтии.
- Современная журналистика быстро видоизменяется, и, видимо, «МИР» неизбежно реагирует на это?
- На шаг впереди мы быть не можем, потому что канал изначально задумывался, как дешевое телевидение. Понятно, что контент, который стоит миллиард долларов, и контент, который стоит в сотни раз меньше, не могут конкурировать. Нам стало понятно, что мы должны дрейфовать в сторону дешевого канала. Потому пытаться на равных играть с Первым российским каналом или лучшим каналом Белоруссии - для нас возможно, но бессмысленно. Производственная база не та. Телевидение это ведь производство: сколько денег заложишь, такого качества и продукт получишь на выходе. Мы пошли по своему пути. «МИР» должен быть информационным каналом, страноведческим каналом, при этом не терять развлекательной составляющей. Поэтому в сетке нашего вещания осталась сериальная линейка. Кроме того, наш канал должен быть интересным не только для зрителей, но и для кабельных операторов. Благодаря совмещению всего этого нам удалось охват канала с семи миллионов человек увеличить до 62 миллионов.
- Что сегодня, на ваш взгляд, первично – так называемая профессиональная журналистика или всевозможная интернет-информация, к примеру, в блогах?
- В журналистике есть две составляющие - создание контента и его доставка. Разница между профессиональной журналистикой и новостями, которые болтаются в Интернете - это как между Большим театром и самодеятельностью в городе Шевченко. Есть люди, которые ходят в театр города Шевченко, который находится в помещении ЖЭКа. А есть люди, которые тратят 10 тысяч рублей на билет в 20-м ряду партера Большого театра. Это вопрос разных аудиторий. Всегда были дискуссии - убьет ли кино театр, убьет ли телевидение кино, убьет ли радио книги? Выяснилось, что ничего драматического не произошло. Что нам ждать в новой журналистике? Она предполагает переход на цифру. Это означает, что в одной частоте будет 8-10 каналов. К этому добавляется революция… с приходом дешевого широкополосного Интернета, и канал доставки увеличивается в сотню раз! Если возвращаться к пулу и к «МИРу», объясню, чем хорош наднациональный канал. Он не навязывает зрителю тех или иных точек зрения. Мы считаем, что надо доставить информацию, а дальше зритель пусть сам выбирает, что он хочет смотреть. То же самое с пулом. Ведь «МИР» выполняет функцию спутникового оператора. Он не берет на себя функцию цензора. Все, что вложил в сюжет, условно говоря, национальный канал Казахстана, мы в этом виде поднимаем на спутник и отдаем всем участникам пула. У каждого из них копилка сюжетов. Несколько тысяч именно таких сюжетов вышли в эфир за этот год!