Аббас Халаф Кунфуд долгое время работал в ближайшем окружении Саддама Хусейна, несколько лет был его личным переводчиком. Когда началась война, он был послом Ирака в России. В интервью РИА Новости Аббас Халаф дал оценку событиям прошлых лет и текущей ситуации, а также поделился воспоминаниями о личных качествах Саддама Хусейна. Беседовал Алексей Фаезов.
- Доктор Аббас, сейчас, спустя 6 лет после вторжения американских войск в Ирак и свержения Саддама Хусейна, как Вы оцениваете ситуацию в стране в целом?
- Ситуацию в Ираке в условиях оккупации можно назвать безнадежной прежде всего из-за тех зверских преступлений, которые совершили американцы и местные власти, пришедшие вместе с ними, как у нас говорят, "на американских танках". За время оккупации страна была практически полностью уничтожена. Из-за "ошибки" Буша и недостоверной информации весь мир потерял колыбель цивилизации, каковой являлся Ирак. Сделанное Бушем в конце его президентства заявление о том, что США провели операцию против Ирака, изначально не владея достоверной информацией, является самым крупным преступлением в истории человечества. И сейчас ситуация в Ираке очень плохая. За время оккупации страна потеряла более 1,2 миллиона человек убитыми. И то, что под конец своего президентского срока Буш "получил" те самые ботинки иракского журналиста, на мой взгляд, ярким образом говорит о том, насколько страдал и страдает иракский народ от этой оккупации.
- У Вас наверняка остались родственники в Ираке. Могли бы Вы передать их взгляд изнутри на происходящее в стране?
- Они плачут, потому что видят, как когда-то самая богатая и процветающая страна на Ближнем Востоке уничтожается на их глазах. Ведь, кто пришел к власти сейчас? Это люди, не имеющие диплома о высшем образовании, преступники или бывшие служащие спецорганов. И в результате, интеллигенция, врачи, инженеры, преподаватели либо были уничтожены, либо покинули Ирак. Только в Сирии сейчас находятся около 3 миллионов иракских иммигрантов, и среди них лучшие умы нашей страны. До сих пор в Ираке живут мои братья и дочь, и они видят, что ситуация в стране очень сложная.
- Вернемся к американскому вторжению. Насколько, по Вашему мнению, объективно было необходимо такого рода вмешательство во внутренние дела Ирака со стороны США?
- Произошедшее было всего лишь авантюрой и личной местью Джорджа Буша-старшего Саддаму Хусейну. Здесь нет никаких объективных причин. Это подтвердил и сам американский президент (Буш-младший), когда публично заявил, что, принимая решение о начале военной операции в Ираке, он был введен в заблуждение собственной разведкой. Вспомним также выступление в СБ ООН госсекретаря США Колина Пауэлла, когда он демонстрировал схемы и рисунки, якобы доказывающие наличие у Ирака оружия массового уничтожения. Потом же он сам признал, что его заставили это сделать, и все, что он показал в СБ ООН, было лживой информацией. Представьте, страна, которая отвечает за мир и безопасность, вводит в заблуждение не только свой собственный народ, но и весь мир, и начинает авантюру против суверенного государства и его мирного населения. Поэтому, здесь не было никакой необходимости и правовой основы для совершения такого преступления против моего народа.
- Если у США были какие-то претензии к Ираку в целом или Саддаму Хусейну в частности, может, им стоило действовать как-то иначе?
- Любые изменения в любой стране является внутренним делом того или иного народа. И любое вмешательство извне является грубым нарушением международного права. Я не идеализирую ситуацию в стране при Саддаме Хусейне, у него, как у любого человека, были свои плюсы и минусы. Но изменения в стране должен совершать сам иракский народ. Крупные державы, такие как США и Великобритания, не имели права совершать такое преступление из-за личных амбиций. А когда амбиции переводятся в международные отношения – это считается большой трагедией, свидетелями которой мы, к сожалению, и стали.
- Оглядываясь на годы американского присутствия в Ираке, как Вы считаете, дали ли американцы что-то хорошее стране?
- Кроме крови, болезней, уничтожения инфраструктуры, грабежа нефти и народных богатств – ничего. Более того, американцы привезли с собой боевиков «Аль-Каиды», которых раньше на территории Ирака не было, а также наркоманию и все то плохое, что только может быть на свете. Кроме того, американцы ответственны за грабеж исторических ценностей из музея Ирака, которые сейчас нелегально продаются по всему миру. Оккупанты во все времена в той или иной стране ничего хорошего с собой не приносили.
- Как эти события отразились на Вас и Ваших близких?
- Из моих близких с начала вторжения погибли 15 человек. Они пытались бежать из пригорода Багдада, когда их район подвергался бомбежке. Микроавтобус, в котором они находились, обстрелял американский танк. Их тела оставались лежать на том месте в течение 15 дней, никто не мог к ним подобраться, пока военные действия не прекратились. Поэтому и я, и моя семья страдали от оккупации с самого начала и продолжаем страдать. И я не говорю о друзьях и коллегах, которые также погибли или умерли от стресса, нехватки медикаментов или плохого медицинского обслуживания.
- Новый президент США Барак Обама заявил о намерении вывести большую часть войск уже в этом году. Тем не менее, в арабском мире, и особенно в Ираке, высказываются опасения, что в заявленные сроки американцы все-таки не уйдут. Каковы, по Вашему мнению, шансы, что эти опасения оправдаются, и что в этом случае будут предпринимать иракские власти?
- Заявление Обамы о выводе американских войск из Ирака было сделано не «от хорошей жизни». Даже по официальным данным, в Ираке уже погибли около 4,5 тысячи американцев и около 30 тысяч стали инвалидами. При этом они не считают боевиков частных компаний, военнослужащих из других стран. Кроме человеческих потерь, эта война на сегодня обошлась США где-то в 3 триллиона долларов. Чтобы вы могли осознать эту цифру, я приведу данные американских источников, - США теряют в Ираке каждую секунду по 5 тысяч долларов. Кроме того, у американцев не было глубоко знания по ситуации в Ираке.
Они думали, что после свержения Саддама Хусейна иракцы встретят их цветами и что эта война не продлится долго. Они не ожидали, что иракцы, несмотря на так называемый диктаторский режим и "дарованную" им демократию, окажутся "крепким орешком". Принимая во внимание все это, президент Обама был вынужден сделать такое заявление. Я придерживаюсь мнения, что американцы рано или поздно, может быть и не в соответствии с графиком, но выведут свои войска. Они сделают это, чтобы замести следы совершенных ими преступлений против человечества и коррупции среди военных, так как огромные суммы были потеряны, и никто не знает, куда именно делись эти 3 триллиона. Буша и его администрацию ожидает много скандалов, и он должен ответить за свою военную авантюру, за которую не только иракский, но и американский народ заплатил высокую цену. Американцы уйдут, ведь судьба оккупантов – это всегда либо бегство, либо смерть.
- Давайте вернемся к личности Саддама Хусейна. Когда бывшего президента вспоминают сейчас, его имя связывают большей частью с установленным им в стране диктаторским режимом, притеснением иракских шиитов и курдов, вспоминают агрессию против Кувейта. А как Вы лично относитесь к таким оценкам?
- Я хочу сказать не в плане осуждения Саддама Хусейна – он был продуктом своего времени, из числа молодых иракских революционеров 60-х годов. То, каким его представили американцы, также не совпадает с действительностью, как и их утверждения о наличии у Ирака оружия массового уничтожения, которое так и не было обнаружено. Саддам пришел к власти не один, а с партийной командой, и, в отличии от оккупантов, он и его партия "Баас" смогли создать такую структуру, на которой Ирак держится до сих пор. Я не идеализирую личность Саддама, но хочу сказать, что для многих иракцев, после того, как они увидели совершенные оккупантами преступления, Хусейн стал настоящим национальным героем.
- Какие черты характера Саддама Хусейна Вы могли бы отметить?
- Это был человек-державник, мужчина с большой буквы, национальный лидер. В сложившихся тогда на Ближнем Востоке условиях он умел держать страну так, что в ней не было Аль-Каиды и других религиозных террористических организаций. Он сохранил страну и ее национальную независимость. Саддам был сыном своего народа и сумел понять страну изнутри, придя к власти не по иностранному рецепту. Да, это произошло не через демократические выборы, а в результате военного переворота, но в 60-е годы так случалось во всем регионе, а также в Африке, Азии и Латинской Америке, где к власти приходили "на танках". И главное - то, как Саддам пошел на смерть, доказало, что он был настоящим мужчиной. Это высоко ценится на Востоке. Кроме того, он любил Ирак и хотел видеть его более развитой и процветающей страной. Единственное, я считаю, он не до конца просчитал тот момент, что президенты стран третьего мира не всегда могут полностью контролировать ситуацию и иметь абсолютно все козыри в руках. Я говорю о том, когда после распада СССР США стали первой сверхдержавой и начали командовать всем миром в своих интересах, превратив другие страны в свой огород.
- Вы долгое время проработали с Саддамом "плечом к плечу". Были ли ситуации, при которых Вы присутствовали, когда он удивил даже Вас в хорошем или плохом смысле?
- Был один такой жизненный пример. В середине 90-х годов, когда страна жила в тяжелых условиях экономической блокады, я был у Саддама на его встрече с Владимиром Жириновским. Случился непродолжительный перерыв, он взял мясо со своей тарелки и начал меня угощать. Он сказал: "Доктор Аббас, покушайте, я знаю, что сейчас мясо стало дорого и не каждому доступно". Я даже не думал, что он знает, сколько стоит мясо, и что не все в стране могут его себе позволить.
Кроме того, он сыграл огромную роль в определении моей судьбы. Его личным приказом я был отправлен в Москву для получения высшего образования. При этом я не был его родственником. Более того, я не суннит, а шиит. С ним работал еще один основной переводчик – курд. Мы были среди его самых близких людей, поэтому, я считаю, неуместно говорить о том, что он притеснял шиитов и курдов. Саддам не работал с людьми на основе их религиозной и национальной принадлежности.
- Тогда, на закате эры Саддама Хусейна, как Вы смотрели на Россию? Чего ждал от нее Ирак?
- Саддам верил в Советский Союз. В 70-е годы в экономике мы даже перенимали опыт построения колхозов и совхозов, у нас был свой собственный социализм. Потом он также верил в Россию, рассчитывал, что она будет на его стороне. И действительно, Россия заняла такую позицию, когда заявила, что будет использовать право вето при попытке оправдать через СБ ООН развязывание агрессии против Ирака. Из-за это администрация Буша была вынуждена отойти от международного права и нанесла удар по Ираку без санкции СБ ООН.
- Вы упомянули Владимира Жириновского. Российская пресса как-то написала, что Жириновский получил от Саддама в подарок партию нефти взамен на поддержку со стороны России в вопросе снятия санкций с Ирака. Вы что-нибудь знаете об этом?
- Знаете, такие версии стали распространять американцы, чтобы дискредитировать Россию и ее позицию по поддержке Ирака, который являлся одним из крупных и сильных партнеров Москвы. Напомню, что во время экономической блокады и реализации программы "Нефть в обмен на продовольствие" Саддам отдавал предпочтение российским компаниям. Вспомним и контракт с компанией "Лукойл" на разработку месторождения "Западная Курна – 2", который был подписан в 1997 году с правительством Саддама Хусейна. Так что это просто очередная ложь США, которая предшествовала их вторжению в Ирак.
- Вы сами вскоре после начала американской агрессии вернулись в Россию. Известно ли Вам, сколько Ваших соотечественников также приехали сюда?
- Вы знаете, даже многие иракские студенты и аспиранты из тех, кто учился в России, остались здесь, не пожелав возвращаться в Ирак из-за отсутствия должного уровня безопасности и невозможности спокойно жить и работать на родине. В Ираке был вакуум безопасности. Вы поверите, если я скажу, что одно время на границе даже не было паспортного контроля?! Когда МИД Ирака отозвал меня домой, это было 3 июля 2003 года, я видел, как американские солдаты на границе сидели в стороне и пропускали всех без разбора. Границы оставались открытыми почти три года.
- Сейчас, когда иракские власти заявляют об улучшении ситуации с безопасностью в стране, возобновился ли поток этих студентов и аспирантов, приезжающих в Россию за знаниями?
- Да, но их число нельзя сравнить с показателем прежних лет, когда между нашими странами поддерживались широкомасштабные отношения и, в частности, в области науки и культуры. Сейчас это просто капля в море.
- Как Вам живется в России?
- Как у вас говорят – грех жаловаться. Россия – это страна моей молодости, и по долгу службы я оказался связан с ней. Здесь у меня родились дети, устроилась карьера. Мне здесь хорошо, но все равно дома было бы лучше.
- То есть Вы хотели бы вернуться домой?
- Безусловно. Но я хочу видеть другой Ирак – без оккупантов, без американских штыков. Как патриот своей страны я хочу, чтобы моя страна находилась в руках ее собственных сыновей, а не американцев и их союзников.