Рейтинг@Mail.ru
Бен Слей: природа начинает платить по счетам - РИА Новости, 28.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бен Слей: природа начинает платить по счетам

Читать ria.ru в
Дзен
Накануне Всемирного дня окружающей среды на вопросы РИА Новости об экологических и экономических проблемах региона СНГ ответил Директор Братиславского Регионального центра Программы развития ООН в Европе и СНГ доктор экономики Бен Слей.

Быстрый экономический рост на постсоветском пространстве переместил проблемы окружающей среды в центр общих проблем развития региона. Потребление энергии в большинстве стран СНГ в расчете на один доллар ВВП существенно превышает среднемировые показатели; биоразнообразию угрожают развитие городов и браконьеры; увеличение потребительских расходов населения и числа автомобилей приводит к повышенному загрязнению воздуха и количеству отходов потребления. Природа не остается в долгу и начинает «платить по счетам». Накануне Всемирного дня окружающей среды на вопросы РИА Новости об экологических и экономических проблемах региона СНГ ответил Директор Братиславского Регионального центра Программы развития ООН в Европе и СНГ доктор экономики Бен Слей.

Доктор Слей, наш регион волею судьбы оказался в центре основной интриги современности - «смертельной схватки за углеводородные ресурсы». Каковы последствия этого фактора на экологическую и экономическую ситуацию на постсоветском пространстве?

- У вас говорят «лес рубят - щепки летят». Так вот этих «щепок» хватит не только нынешнему поколению, но и будущему. Сегодняшние высокие цены на энергоносители не покрывают экологические издержки, связанные с эмиссией парниковых газов, и они становятся тяжелым бременем для государств. Упрощенная схема схватки «победители - побежденные», т.е. те, кто получает сверхприбыли за высокие цены на нефть и газ, и те, кто обладает ограниченными ресурсами, - не учитывает важнейшие проблемы долгосрочного развития - поиск компромисса между нынешним и будущим потреблением энергии, экономическим ростом и экологической устойчивостью, а также сокращением влияния на глобальный климат.

- О глобальном изменении климата говорят все больше, тем не менее,  рассматривают его, в лучшем случае, как весьма отдаленную угрозу.

- В России последствия изменения климата ощущаются уже сейчас в виде таяния вечной мерзлоты (что наносит ущерб жилым домам и промышленным объектам на севере страны), резкого увеличения выброса метана и истончения ледяного покрова Арктики в прибрежных северных районах. Поэтому Россия как никто другой должна быть заинтересована в борьбе с изменениями климата. Многое зависит от того, как российская энергетическая политика будет влиять на потребление энергии внутри страны, а также на производство энергоносителей и торговлю энергоресурсами. России есть к чему стремиться в области энергосбережения: в 2004 г. на 1 кг потребленной нефти было произведено 2 доллара российского ВНП, что составляет менее половины соответствующего среднемирового показателя, равного 4,8 доллара. И хотя эта цифра (т.е. 2 доллара) превышает уровень 1990 г. на 28%, такой прирост бледнеет перед результатами, скажем, Беларуси, сумевшей добиться 90-процентного увеличения этого показателя. Несмотря на столь же неблагоприятные климатические условия, в соседней Швеции было произведено 4,5 доллара ВНП на каждый килограмм топлива. А Норвегия, при всей зависимости ее экономики от производства и экспорта топлива, производит 5,9 доллара ВНП на 1 кг затраченных энергоресурсов.

С другой стороны, поскольку Россия является одним из основных производителей углеводородов, на ее долю приходится 9% мирового объема эмиссии парниковых газов, а также одним из главных «поглотителей» углекислого газа (20% лесного покрова планеты сосредоточено в России), трудно представить себе эффективную глобальную систему противодействия изменению климата, которая бы не включала в себя сотрудничество с Российской Федерацией.

- Каковы последствия войны за энергоресурсы для людей, живущих сегодня на постсоветском пространстве?

- Высокие цены на нефть и соответственно высокие доходы компаний - экспортеров нефти и газа в России, Азербайджане и Казахстане оборачиваются для населения этих стран ростом цен на энергоносители и инфляцией. В отдельных случаях высокие цены на углеводороды и слабая инфраструктура создают серьезную угрозу энергетической безопасности, как это произошло в нынешнем году в Таджикистане, где сочетание вышеупомянутых факторов с необычайно сильными зимними холодами привело к тому, что миллионы людей остались без тепла или электричества. Интересы топливодобывающих компаний могут совпадать, а могут и не совсем совпадать с национальными интересами. Высокие цены на топливо могут привести к так называемой «голландской болезни», при которой конкурентоспособность несырьевого сектора снижается вследствие укрепления местной валюты и роста стоимости топлива. В свою очередь, аномально низкие цены на энергоносители на oтeчecтвeнныx pынкax создают предпосылки для нерационального использования невозобновляемых ресурсов.

- Раньше больше говорили о негативном влиянии деятельности человека на окружающую среду, а теперь видим, как природа начинает «платить по счетам»?

- Эти процессы всегда были взаимозависимы. Просто сегодня последствия нерационального использования природных ресурсов становятся все более очевидными.

В пяти среднеазиатских государствах - Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане - наблюдаются общие проблемы, связанные с деградацией земель, что объясняется как их географической близостью, так и советским наследием в виде экологических последствий нерационального природопользования. Особо уязвимы в этом отношении засушливые и полузасушливые земли Центральной Азии, где происходит ухудшение качества почв, вырождение лесов и эрозия земель, оползни и сели.

Печальным примером может служить ситуация в Приаралье. Высыхание Аральского моря оказывает поистине разрушительное воздействие на состояние почв в этом регионе. Это непосредственно сказывается на экономическом положении и здоровье примерно 20 миллионов сельских жителей. По некоторым данным, за последние десять лет урожайнocть сельскохозяйственных культур в регионе снизилaсь на 20-30%. Ежегодные потери сельскохозяйственного производства только в результате засоления почвы оценивается в 2 миллиарда долларов. Под угрозой находятся многие виды флоры и фауны Средней Азии: уникальные биоценозы, сложившиеся  в засушливых и горных районах, а также по берегам водоемов, не выдерживают все увеличивающейся нагрузки, связанной с ростом населения и отчаянными попытками сельских жителей хоть как-то обеспечить свое пропитание.

- Но ведь людям нужно как-то выживать?

- Безусловно, именно поэтому мы говорим, что при разработке макроэкономической политики и программ по борьбе с бедностью необходимо уделять все большее внимание внедрению методов устойчивого землепользования. Именно устойчивое землепользование является залогом обеспечения долговременного экономического роста в сельских районах, где сосредоточено большинство беднейшего населения центральноазиатского региона.

Один из наших проектов в Узбекистане, направленных на сохранение биоразнообразия и создание Нуратау-Кызылкумского заповедника,  показал, что если предоставить местному населению государственные гарантии на получение дохода от пользования земельными и лесными ресурсами на арендной основе, можно коренным образом улучшить ситуацию с обезлесением.

- То есть рыночные механизмы должны заработать и в сфере отношений человек-природа?

- Да, но это один из целой цепочки механизмов, которые должны заработать на постсоветском пространстве для ответа на современные экологические вызовы. Не менее важным является развитие гражданского общества и общественного экологического движения, которое играет важнейшую роль в распространении идеологии и практики рационального природопользования. Например, среднеазиатская сеть международной организации по борьбе с опустыниванием и засухой играет важную роль в распространении информации и передового опыта в сфере землеустройства и землепользования, что является критическим для понимания местным населением связи между бедностью и нерациональным использованием природных ресурсов.

- Спустя почти 20 лет после краха социализма мы все еще говорим о его последствиях для окружающей среды? Есть ли надежда когда-нибудь перестать ссылаться на «коммунистическое наследие»?

- На мой взгляд, среди многих факторов, предопределивших крах социализма в СССР и странах Центральной и Восточной Европы в период 1989-1991 годов, экологические последствия социалистической системы хозяйствования сыграли не последнюю роль. Сегодня некоторые изменения на пути к рациональному использованию природных и энергетических ресурсов происходят. Тем не менее, простым людям, по-видимому, редко приходится видеть реальное улучшение качества окружающей среды, особенно в наименее обеспеченных странах региона, расположенных в Центральной Азии и на Южном Кавказе.

Поэтому руководителям государств СНГ очень важно понять, что экономический рост в регионе может остановиться, если экологические проблемы не будут решаться на том же уровне, что и экономические.

 

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала