МОСКВА, 2 мая - РИА Новости. Владельцы буровой платформы "Кольская", которая затонула в конце 2011 года в Охотском море, не смогут избежать ответственности за трагедию, уверены эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Платформа "Кольская", которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина. Установка полностью ушла под воду. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) в среду официально сообщила, что комиссия ведомства, куда входили представители Минтранса, Росморречфлота, Российского морского регистра судоходства и научных организаций, а также независимые специалисты, завершила расследование аварии с "Кольской" и сделала собственные выводы о ее причинах.
Выводы Ространснадзора
Согласно сообщению ведомства, причинами данной аварии стали: во-первых, принятие судовладельцем - ОАО "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР) решения на буксировку буровой установки в период действующего сезонного запрета на буксировку (ранее следствие выяснило, что "Кольскую" нельзя было буксировать в это время года - ред.); во-вторых, нарушение требований документов, определяющих порядок и объем подготовки "Кольской" к разовому перегону в зимнее время в зимней сезонной зоне со стороны судовладельца; в-третьих, неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки буровой со стороны руководства АМНГР.
Также к трагедии привело и запоздалое решение со стороны должностных лиц АМНГР, находящихся на берегу и платформе, по прекращению буксировки, спасению находящихся на "Кольской" людей и началу спасательной операции.
"Непосредственной причиной затопления буровой установки явилось воздействие значительных гидродинамических ветро-волновых сил, приложенных к корпусу и надстройке судна с последующим нарушением герметичности, приведшего к затоплению цистерн и помещений, в результате чего "Кольская" приобрела дифферент на нос, потеряла остойчивость, перевернулась и впоследствии затонула", - говорится в сообщении.
В ведомстве отметили, что все материалы расследования переданы в Следственный комитет РФ.
"У нас есть детальный акт расследования, в котором подробно изложены все причины и выводы случившегося. Однако их официальная публикация возможна лишь позже, пока в интересах следствия мы полностью не публикуем акт расследования. Стоит отметить также, что окончательные выводы о виновности тех или иных лиц будет делать суд", - пояснили агентству "Прайм" в Ространснадзоре.
Мнение экспертов
"Действительно, вину тех или иных людей устанавливает суд, для которого выводы ведомства - лишь одно из многих доказательств. Заранее оно не может определять решение суда. Поскольку суд - не специалист в судоходстве, то будет опираться, вероятнее всего, именно на выводы Ространснадзора. Конечно, оспорить их можно. Но все-таки, как показывает практика, шансов доказать обратное (от выводов Ространснадзора - ред.) у судовладельцев очень мало, хотя теоретически они есть", - считает управляющий партнер юридической фирмы "Бизнес-Приоритет" Михаил Евстигнеев.
С тем, что владельцам "Кольской" будет сложно доказать свою невиновность, согласна и магистр международного морского права, юрист ООО "Инмарин Ле Дефенс" Виктория Болдышева.
"Избежать наказания и доказать собственную непричастность АМНГР будет достаточно сложно. Ведь Ространснадзор, который уже выдал собственное заключение, уже основывался на каких-то документах. И, наверняка, если они будут признаны следственным комитетом, а затем и судом достаточно вескими в качестве доказательства, то, чтобы их опровергнуть, придется хорошо постараться", - говорит эксперт.
Однако теоретически шанс все же остается. "Но если они будут что-то оспаривать, то должны будут каким-то образом доказать свою невиновность. А сделать это можно только по документам, в которые могут входить, в том числе, письменные приказы, или какая-то личная переписка может быть рассмотрена", - сказала Болдышева.
Работа прокуратуры
В рамках расследования причин трагедии следователи возбудили уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), санкции которой предусматривают до семи лет лишения свободы.
Ранее сообщалось, что Дальневосточная транспортная прокуратура (ДВТП) в ходе проверки по факту крушения уже выявила в деятельности судовладельца ряд нарушений требований законодательства о безопасности мореплавания. По данным прокуратуры, согласно классификационному свидетельству буровой установки "Кольская", выданному Российским морским регистром судоходства, буксировка морем в зимнее время в зимних сезонных зонах запрещена. До начала буксировки судовладелец "Кольскую" к неочередному освидетельствованию Российским морским регистром не предъявлял, свидетельство на разовый перегон буровой установки в Охотском море в декабре 2011 года не оформлялось и не выдавалось. Таким образом, буксировочная операция "Кольская" в Охотском море в декабре 2011 года осуществлялась с нарушениями правил, вне установленных сезонных ограничений и без необходимых разрешительных документов Российского морского регистра. Кроме этого, в соответствии с документом о минимальном безопасном составе экипажа судна "Кольская", выданным капитаном морского порта Мурманск 7 апреля 2011 года, минимальный безопасный состав данного судна составляет 20 человек, включая капитана. Вопреки требованиям инструкции по безопасности морских буксировок, в период буксировки на "Кольской" находилось 67 человек, в том числе работники, осуществлявшие вахтовые работы, которые к моменту выхода платформы из точки бурения уже были завершены.
Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин в начале февраля сообщал, что следователи по делу об аварии буровой платформы "Кольская" назначили судоводительскую экспертизу, которая позволит установить истинные причины крушения и определить виновных.
В конце марта Сахалинская транспортная прокуратура сообщала, что заместитель гендиректора АМНГР будет уволен с занимаемой должности, а заместитель начальника службы безопасности мореплавания этой же компании получит выговор. Такое решение приняла комиссия ОАО "Арктикморнефтегазразведка" с участием Мурманской транспортной прокуратуры, которая была создана для служебного расследования причин крушения буровой.