Рождество Христово
Рождество Христово - один из самых больших христианских праздников. С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день - 6 января и назывался Богоявлением. Число это не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца, так как этот день был неизвестен. Но означенная дата носила глубокий символический смысл. Древняя церковь соотносила «двух Адамов» - первого человека на Земле, и Христа - нового, второго Адама. Первый Адам - виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам - создатель жизни и источник спасения людей. Притом считалось, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам - в шестой. Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире. В православной традиции Рождеству предшествует строгий сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост с 27 ноября по 6 января включительно. Это говорит о том, что праздник в первую очередь духовный, то есть человек должен к нему подготовиться душой. Во время поста человек не только воздерживается в пище, но и обязательно молится. Завершается пост Рождественским сочельником. После поста накануне Рождества в шесть часов вечера в храме совершается служба - Великое Повечерие, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (VII век), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (VIII век) и другими. В полночь совершается само праздничное богослужение, сопровождаемое Ангельским приветствием, которое слышали пастухи в поле в ночь рождения Иисуса Христа. После поста разговляться нужно умеренно. Никаких особых традиций рождественского стола, в отличие, например, от Пасхи, нет. Что у человека есть в доме, тем он и разговляется. По народным приметам - снег в Рождество - к урожайному году; метель - пчелы будут хорошо роиться; иней - к урожаю хлеба, небо звездное - к урожаю гороха.
156 лет назад (1852) в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена рождественская елка
В языческие времена новый год на Руси праздновали 1 марта. В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями. С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день - 1 сентября. И только с 1700 года наши предки стали отмечать его в январе. Петр I, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи и фейерверки. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе: «Считать новый год не с первого сентября, а с первого января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века веселить друг друга и поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Елка в Германии считалась символом вечной молодости и силы. Кстати, тогда елки подвешивались к потолку макушкой вниз, только позднее их стали укреплять на полу. Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века. Хотя старонемецкий обряд был языческим и восславлял лесных духов, образ рождественской елки очень хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества. А первая публичная елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала при большом скоплении народа. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года, также в «северной столице». Однако в дальнейшем новая власть запретила все церковные обряды, а вместе с ними - и елку. Только спустя 18 лет разрешили восстановить этот обычай. Правда, теперь вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней. В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов, с 1992 года - в Государственном Кремлевском дворце.
282 года назад (1726) произошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге
Петр I видел, что России многого недостает в отношении развития наук и промышленности, что и привело его к мысли о необходимости учредить в России Академию наук. Уже в 1718 году Петр I на одном из докладов сделал такую резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Намерение Петра учредить Академию особенно окрепло после избрания его членом Парижской Академии наук. В ответ на избрание император писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя, яко достойного вашей компании члена, показать». Резолюция Петра I об учреждении Академии наук последовала 22 января 1724 года. Открытие Академии состоялось после смерти Петра I, при Екатерине I, в ноябре 1725 года в Санкт-Петербурге. Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 7 января 1726 года, когда Екатерина устроила торжественный прием академикам. Если принять во внимание, что ко времени открытия Санкт-Петербургской Академии наук в России не было достаточно подготовленных ученых, которые могли бы занять место академика, становится понятным, что штат адъюнктов и первых академиков формировался, главным образом, из иностранцев. Выбор и назначение первых академиков производились при ближайшем содействии и рекомендации одного из образованнейших людей того времени - знаменитого философа, математика и физика Христиана Вольфа. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII века Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой АН. Уже к 1731 году были назначены пять профессоров из адъюнктов. Первый русский адъюнкт - В.Е.Адодуров, первый профессор из уроженцев России - Г.В.Рихман, первые русские профессора - М. В.Ломоносов и поэт В. К.Тредиаковский. Во второй половине XVIII века выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С.П.Крашенинников, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецковский, В.Ф.Зуев, математик С.К.Котельников, астрономы Н.И.Попов, С.Я.Румовский, П.Б.Иноходцев, химик Я.Д.Захаров, минералог В.М.Севергин.
80 лет назад (1928) начались летные испытания учебного самолета и легкого ночного бомбардировщика У-2 (По-2)
Учебный самолет У-2 был создан под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова в конце 1927 года. Летные испытания самолета, которые начались 7 января 1928 года, проводил шеф-пилот Михаил Громов. Это был двухместный биплан, в основном деревянной конструкции, с одной парой стоек и расчалками, с двигателем M-11 мощностью 73,5 кВт (100 л.с). Машина отличалась простой конструкцией, хорошей устойчивостью и управляемостью. В 1928 году У-2 экспонировался на международной выставке в Берлине, в том же году был запущен в серийное производство. На этом самолете в 1930-1950 годах учились пилоты гражданской авиации, а также летчики наших Военно-Воздушных Сил. Простота в пилотировании и возможность эксплуатации вне аэродрома обеспечили У-2 применение не только в качестве учебного самолета. Начиная с 1932 года он широко использовался в Аэрофлоте как сельскохозяйственный, пассажирский и санитарный. На У-2 пилот Г.Власов в феврале 1938 года впервые посетил советскую дрейфующую станцию «Северный полюс-1», возглавляемую И.Папаниным. В дни Великой Отечественной войны У-2 использовался как корректировщик артиллерийской стрельбы, для связи и как легкий ночной бомбардировщик. Гвардейский Таманский авиационный женский полк за годы войны выполнил на нем 24 тысячи боевых вылетов. В 1944 году после смерти Н.Поликарпова У-2 был переименован в По-2. Самолет снимали во многих советских кинокартинах, среди которых - «Небесный тихоход», «В бой идут одни старики». Он строился серийно до 1953 года, было создано около 14 его модификаций. Основные данные У-2: взлетная масса 890 килограммов, нагрузка на крыло 26,8 килограмма на квадратный метр, максимальная скорость 150 километров в час, полная нагрузка 255 килограммов.
30 лет назад (1978) умерла Валентина Александровна Сперантова, актриса центрального детского театра, народная артистка РСФСР
Валентина Сперантова родилась 24 февраля 1904 года. В 1925 году окончила Театральный техникум имени А.В.Луначарского, стала актрисой Первого Государственного педагогического театра, впоследствии переименованного в Госцентюз. В 1942-1944 годах играла во Фронтовом театре ВТО (художественный руководитель В.С.Колесаев), в 1944 году по приглашению Колесаева пришла в труппу Центрального детского театра (ЦДТ). Ее первая роль здесь - Егорка в «Черном яре» А.Афиногенова. В 1945 году Сперантова сыграла роль Вани Солнцева в спектакле «Сын полка» В.Катаева. Играла роли подростков в ЦДТ и на радио: Сережа («Белый пудель» А.Куприна), Маленький Барабанщик, Тимур из произведений А.Гайдара, Гаврик («Белеет парус одинокий» А.Катаева), пионерка Птаха («Клад» Е.Шварца). В 1949 году Сперантова начала исполнять женские роли: Анна Григорьевна в «Ее друзьях» В.Розова, Коробочка в «Мертвых душах» Н.Гоголя, Клавдия Васильевна в пьесе «В поисках радости» В.Розова, тетя Дуся в «Бывших мальчиках» Н.Ивантер). В 1960 году сыграла Марию Ильиничну Ульянову в спектакле «Семья» И.Попова. В 1957 году Валентина Сперантова дебютировала как режиссер, поставив совместно с А.Некрасовой «Сомбреро» С.Михалкова. Снималась в кино, участвовала в радиоспектаклях. В кино пришла на роли бабушек: «Шумный день», «Большая перемена», «Три дня в Москве». Озвучила множество мультфильмов, ее голосом говорят Иван («Конек-Горбунок»), Мальчик («Золотая антилопа»), Нильс («Заколдованный мальчик»), Федя («Федя Зайцев»), Мальчиш-Кибальчиш. Умерла Валентина Сперантова в Москве 7 января 1978 года.