Болотов: общественным дисциплинам нужен другой учитель

За переподготовку и повышение квалификации работников образования сегодня берутся не только педвузы и специализированные институты, но и многопрофильные университеты. Перспективы выпускников финансируемых государством магистерских программ для учителей и образовательных менеджеров, реализуемых в Высшей школе экономики, в интервью РИА Новости оценил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

За переподготовку и повышение квалификации работников образования сегодня берутся не только педвузы и специализированные институты, но и многопрофильные университеты. Перспективы выпускников финансируемых государством  магистерских программ для учителей и образовательных менеджеров, реализуемых в Высшей школе экономики, в интервью РИА Новости оценил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

- Виктор Александрович, одна из магистерских программ НИУ ВШЭ адресована директорам школ. Каких знаний и навыков требует их образование?

- Во всем мире не утихает дискуссия, кто же такой директор школы – старший учитель или менеджер? В России сейчас побеждает вторая позиция: после принятия 83-го закона директор сам должен планировать работу школы как самостоятельной финансовой структуры. От финансирования уроков государство переходит к финансированию заказа, и дальше директор сам решает, как выполнить предписанное стандартом. Менеджерские навыки необходимы не только директору, но и всем, кто стоит выше него в административной команде.

В педвузах отмечены лишь примеры обучения менеджеров в рамках второго высшего образования – чаще всего с использованием дистанционных форм, и качество здесь нередко вызывает нарекания. А в Вышке задействован не только потенциал университета (программа межфакультетская, и привлекаются преподаватели с факультетов менеджмента, экономики и прочих), но и ведут мастер-классы директора успешных школ, к примеру, Ефим Рачевский.

- Еще одна магистерская программа предназначена для учителей общественных дисциплин. В чем ее специфика?

- Традиционная подготовка учителей общественных дисциплин тоже заслуживает нареканий. Представление об истории – зачастую упрощенное, о дидактике – устаревшее, и появление новых стандартов требует принципиально другого учителя в этой области. Он должен подводить ребят к рассуждению, сравнению первоисточников, выработке учащимися своей точки зрения. Для всего этого требуется не упрощенное изложение гуманитарных дисциплин, а другая дидактика – ситуация диалога, когда ошибке можно радоваться: ребенок учится формировать и объяснять свою позицию, и это повод для вовлечения в разговор остальных детей – почва для интерактивного обучения.
При часто скептическом отношении к методистам нужно вместе с тем понимать: далеко не каждый учитель имеет время, чтобы изыскивать методические приемы, свои ноу-хау. Поэтому нужно общаться с авторами методик, технологий преподавания, и такие люди как раз преподают на этой программе. Магистерские выпускные работы могут быть посвящены именно методикам.

- Третья магистерская программа готовит специалистов по измерениям в образовании. Это тоже альтернатива имеющемуся опыту?

- Нет, в этом вопросе опыта в российском образовании вообще нет. Подготовка специалистов по теории измерения, при поддержке Всемирного банка и зарубежных университетов, в России ведется только в двух вузах: НИУ ВШЭ и Московской высшей школе социальных и экономических наук. Партнер Вышки – американский университет, Шанинки – британский, а российская команда преподавателей единая. Очень непросто работать с зарубежными текстами, требования к магистрантам высокие – знание иностранных языков, математики.

Десять лет назад в России ввели ЕГЭ, завершается эксперимент по государственной итоговой аттестации девятиклассников в форме тестов, и, очевидно, в следующем году он станет нормой. Поэтому специалисты, владеющие современными подходами к педагогическим измерениям, будут востребованы на всех уровнях – от федерального до школьного.

- И, наконец, последняя программа, какую открыла Вышка, – для менеджеров в сфере высшего образования. Кого она заинтересует?

- Честно скажу: программа амбициозная, но, к сожалению, потребность в специально обученных менеджерах большинством наших университетов не осознается. Есть единичные примеры перехода вузов в статус автономных учреждений, а если вуз остался традиционным бюджетным учреждением, то смету ему по-прежнему «спускают сверху». Роль менеджера сводится к латанию дыр: математики денег не зарабатывают, давайте у юристов возьмем на учебники для математиков. Тришкин кафтан – никакого планирования.

Более того: в России сегодня проводится много конкурсов для вузов, они получают серьезное дополнительное бюджетное финансирование, и мне приходилось читать больше половины заявок на участие. Это просто кальки с английских аналогов, нет ответов на элементарные вопросы: кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам… Поэтому подготовка менеджеров для высшей школы – это программа для амбициозных университетов, где мыслят мерками дня даже не завтрашнего, а послезавтрашнего. Действующий проректор на эту программу не пойдет, у него и так все получается. Пойдут скорее молодые ребята, кому полученные знания позволят осуществить очередной шаг в развитии вуза. Но приживаться в своих вузах им будет непросто – для большинства они окажутся «слишком умными»...

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена