МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Валерия Хамраева. Министерство обороны разрабатывает план по отказу от пассажирских самолетов Ту-134, Ту-154 и Ил-62М, которые сегодня находятся в распоряжении ведомства, сообщает в пятницу газета "Коммерсант". К такому решению в ведомстве пришли после недавней катастрофы с самолетом Ту-154Б-2 в Сочи, которая унесла жизни 92 человек, отмечает издание.
Эти модели превосходят используемые сейчас – и дело не только в более современном оборудовании и комфорте, рассказывает заслуженный пилот России, экс-лётный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник. Так, например, Ту-134 вмещает 70 пассажиров и расходует 3 тонны топлива в час, а SSJ100 может перевозить 100 человек и затрачивать при этом 2 тонны горючего в час. "Ил-62 вообще требует по 8 т топлива в час, а перевести может 160 человек – а вот Ту-214 спокойно вмещает 210 пассажиров и тратит только по 3 тонны, поэтому и лететь может часов 10", — отмечает эксперт.
Однако, как подчеркнули в Минпромторге, никаких документов от Минобороны пока не поступало. В самой ОАК ситуацию комментировать отказались.
Сегодня в распоряжении Минобороны находятся 36 самолетов Ту-134, 21 самолет Ту-154, а также 9 Ил-62. Таким образом, если Минобороны решит обновить свой парк, под списанием окажутся 66 самолетов. При этом, перед ведомством стоит задача обновить флот за счет средств, которые уже выделены Минобороны из бюджета, и не привлекать на эти цели дополнительное финансирование.
Рано прощаться
Идея кардинально обновить флот Минобороны преждевременна и мало реализуема, сходятся во мнениях эксперты. По словам Юрия Сытника, все самолеты, от которых ведомство планирует избавиться, могли бы работать еще несколько лет.
"Даже те борты, срок эксплуатации которых подходит к концу, не выработали стандартный для них ресурс – то есть, пролетели не 40 тысяч часов, запланированные для такого самолета, а, скажем, 25, но при этом, находятся в эксплуатации уже почти 30 лет", — отмечает он.
В таком случае, рассказывает эксперт, для выработки оставшихся часов можно увеличить срок эксплуатации самолета на 5-10 лет. Чтобы исключить риск отказа техники, такое решение принимает конструкторское бюро во главе с главным конструктором. "За рубежом такой опыт очень распространен, но у нас это пока что не вошло в практику", — отмечает Сытник.
Поддерживает его и аналитик портала Avia.ru Роман Гусаров. Парк самолет Минобороны нельзя назвать старым, считает он: "Самолет Ту-154, который упал в Сочи, несмотря на почтительный возраст, налетал только 7 тысяч часов – по меркам гражданской авиации, это 2-3 года эксплуатации". Кроме того, в арсенале Минобороны есть абсолютно новые самолеты Ту-154М, которые, по словам Гусарова, ведомство получило "совсем недавно и прямо с завода", поэтому причин для отказа от таких самолетов сегодня нет.
Слишком много и слишком быстро
Однако проблема плана Минобороны не столько в его несвоевременности, сколько в нереализуемости, уверен Роман Гусаров. "Эта информация вообще напоминает некий вброс, Минобороны не может пойти на такой шаг", — отмечает эксперт. По его словам, силовое ведомство не может всерьез рассуждать о том, чтобы "пересесть" с Ту на SSJ100, поскольку последний практически на 100% состоит из импортных комплектующих. Речь идет о двигателе, который "наполовину импортный", а также о "начинке" воздушного судна.
"Самолет, который в одночасье может оказаться без запчастей, не может поставляться в Минобороны, особенно сейчас, в условиях санкций", — объясняет Гусаров.
Единственный вариант, на который ведомство может действительно заменить свои самолеты – это Ту-214. "Это очень хорошая, замечательно сделанная машина, которая просто родилась слишком рано, когда в приоритете были боинги и аэробусы", — отмечает Юрий Сытник, который был первым летчиком, поднявшим модель Ту-214 в небо (после испытаний). Кроме того, отмечает летчик, новый Ту приспособлен к российским морозам и спокойно заводится при температуре —55, в то время как Boeing и Airbus таких холодов не выдерживают.
Но на замену 66 самолетов на новые Ту-214 может потребоваться порядка 20 лет, отмечает Роман Гусаров. "Промышленность не в состоянии предоставить в одночасье 60 самолетов, максимальная производственная мощность для Ту-214 — 3 самолета в год", — объясняет он. Другое дело, если речь будет идти о постепенной ротации – плавного списания изживших себя машин и их замены на новые модели.
От самолетов к рабочим местам
При "плавном переходе" на новые летальные машины, Минобороны не только обеспечит себя парком новых самолетов, но и позволит функционировать заводам и сохранять рабочие места. По словам Гусарова, такой заказ от ведомства позволит заводу по производству Ту-214 работать примерно на 20 лет.
Кроме того, предполагает Сытник, если авиационные заводы будут получать заказы и средства от Минобороны, то вполне возможно, что "через 5-10 лет в России появится новый, качественный самолет".