МОСКВА, 21 дек — РИА Новости/Прайм. Эксперты Столыпинского клуба просчитали, что будет с экономикой России, если власти радикально изменят направление ее движения. Институт "Экономики Роста" имени Столыпина представил структуру среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, которая предполагает отказ от свободного курса рубля в пользу таргетирования "умеренно низкого реального курса", смягчение денежно-кредитной политики, а также признание оптимальными для РФ значений инфляции в 7-8% и дефицита бюджета в 3-5% ВВП.
Конкуренцию представленной стратегии должна будет составить программа, над которой работает новый министр экономического Развития Максим Орешкин. Он уже заявил, что готовит меры, реализация которых позволит российской экономике в среднесрочной перспективе расти темпами не ниже среднемировых.
Все не так
Эксперты Столыпинского клуба предлагают полностью пересмотреть действующую политику ЦБ и отказаться от умеренно-жесткой денежно-кредитной политики в пользу умерено-мягкой, и уже к середине следующего года снизить ключевую ставку с нынешних 10% до 8%.
Разработчики стратегии также не видят смысла в снижении инфляции до 4%, как хочет ЦБ, и предлагают установить ее целевой уровень в 7-8%, при этом курс рубля, по их мнению, необходимо поддерживать на умеренно низком уровне, который будет стимулировать экспорт и импортозамещение, с постепенным укреплением по мере роста экономики.
Авторы стратегии посчитали, что для обеспечения необходимого роста экономики требуется рост инвестиций в основной капитал к 2019 году на 5,9 триллиона рублей, из которых бюджет должен обеспечить 1,5 триллиона рублей уже в 2017 году.
"Бюджет должен сыграть роль первого снежка, который, катясь с горы, образует лавину", — говорится в презентации к стратегии.
Помимо этого, авторы стратегии предлагают дофинансировать институты развития на 700 миллиардов рублей, создать "банк плохих долгов" предприятий и провести программу реструктуризации задолженности еще не менее чем на 600 миллиардов рублей.
Среди предложений программы — стимулирование спроса на первом этапе на 420 миллиардов рублей в год, новая ипотечная программа под 5% годовых, общим объемом 150 миллиардов рублей, поддержка спроса на продукцию автопрома и других производств – на 100 миллиардов, увеличение расходов на образование и лечение.
Тарифы и налоги
Тяжесть предлагаемых реформ, по замыслу разработчиков стратегии, должны разделить с бюджетом "священные коровы" российской экономики — естественные монополии и компании-экспортеры сырья.
Кроме того, стратегия предполагает отказ от налогового маневра в нефтегазовом секторе, который в настоящее время проводит правительство. В рамках этого маневра власти снижают экспортные пошлины на нефть, увеличивая налогообложение добычи. В результате выравнивается стоимость углеводородного сырья на внутрироссийском и внешнем рынках.
Эксперты Столыпинского клуба считают этот путь тупиковым и, напротив, предлагают стимулировать продажу сырьевых товаров на внутреннем рынке за счет полного или частичного невозврата НДС при экспорте сырья.
В стратегии есть свои предложения налогового характера, но они касаются снижения налоговой нагрузки на новые и динамично развивающиеся производства, создания стимулов для перевода бизнеса в российскую налоговую юрисдикцию.
Предлагается ввести новое бюджетное плавило: "в случае роста налоговых доходов возвращать 50% прироста в экономику за счет снижения ставок или предоставления дополнительных целевых льгот".
Догоним и перегоним Китай
При этом инфляция будет неуклонно снижаться даже без дополнительных сдерживающих мер со стороны ЦБ: с 3,5-5,5% в 2019 году до 2,5-3,5% в последующие годы. Ожидается сокращения разрыва в доходах самых бедных и самых богатых граждан.
Авторы стратегии отмечают, что экспорт сырья больше не может обеспечить необходимого уровня доходов и обеспечить рост российской экономики, поэтому главной задачей становится развитие новых источников роста. Они известны: это человеческий капитал, инфраструктура, новые технологии и цифровая экономика.
Главным показателем, по которому должна оцениваться страна, по их мнению, должна стать ее доля в мировом ВВП по паритету покупательской способности, который отражает уровень благосостояния граждан. Сейчас эта доля России составляет 3,3%.
По оценке экспертов, 1% роста по паритету покупательской способности роста в Китае – это рост ВВП в номинальном выражении на 197 миллиардов долларов. Для России эта сумма составляет 37 миллиардов долларов. "Чтобы не отстать, расти теми же темпами, что и Китай в абсолютном выражении, в процентом исчислении мы должны расти в 6 раз быстрее", — отмечают авторы документа.