Власти РФ несколько лет назад уже объявляли о желании создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, однако после ухудшения отношений со странами Европы этот вопрос был снят с повестки.
"В вопросе сроков реализации проекта следует рассматривать долгосрочную перспективу. Представляется, что соглашение об углублении экономического сотрудничества и интеграции между ЕС и ЕАЭС может стать реальностью уже к середине 2020-х годов. На протяжении следующих десяти лет это станет системной задачей для экспертов и политиков", — говорится в докладе "Вызовы и возможности экономической интеграции в рамках европейского и евразийского пространств".
Всеобъемлющее партнерство
Авторы доклада исходят из того, что в будущем отношения между ЕС и Россией вернутся в конструктивное русло и появится возможность для отмены взаимных санкций и нормализации отношений. Поэтому уже сейчас необходимо вести анализ и поиск практических способов развития экономических отношений между ЕС и ЕАЭС.
"Для этого необходимо уже сейчас на экспертном уровне определить перспективную повестку и подвести аналитический фундамент под будущие переговоры". Мы выделяем 20 перспективных направлений переговорного процесса", — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров.
Авторы доклада считают, что предполагаемое соглашение о сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС должно быть всеобъемлющим. "Такое соглашение может охватывать множество сфер взаимодействия — от торговли товарами и услугами до свободы передвижения капитала, безвизового режима, развития трансграничной и транзитной инфраструктуры, технического регулирования и защиты прав интеллектуальной собственности", — отмечают они.
ЗСТ — не идеал
Существует множество разных вариантов соглашения между ЕС и ЕАЭС — от соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли до комплексного экономического и торгового соглашения, уверены авторы доклада.
"Классическая" зона свободной торговли не выгодна ни России, ни Казахстану, ведь обе эти страны экспортируют преимущественно сырье. В силу структуры торговых потоков Россия и Казахстан не заинтересованы в свободном торговом режиме с ЕС в узком смысле. Уступки в сфере торговли товарами должны быть компенсированы встречными уступками и прогрессом в других сферах. Особое внимание должно быть уделено нетарифным барьерам", — пишут они.
Последствия снятия нетарифных барьеров могут быть намного более значимыми, чем последствия снижения импортных пошлин, добавляют авторы доклада.
Перспективными для сотрудничества ЕС и ЕАЭС являются также сферы энергетики, транспорта и инфраструктуры и многое другое, отмечается в докладе.