МОСКВА, 10 июн – РИА Новости. "Черный список" особых экономических зон, которым грозит ликвидация, остается открытым. Власти регионов, где работа площадок может быть остановлена, в основном, воздерживаются от прямых комментариев в ожидании официального решения федеральных властей. Вместе с тем, руководители регионов, где особые экономические зоны развиваются успешно, считают возможное закрытие неэффективных ОЭЗ правильным решением.
"Черный список" —открытый
Закроют, но не у нас
"ОЭЗ охватывают огромные площади территорий, куда инвесторы должны были вкладывать средства для реализации своих проектов. Оказалось, что 40% этих территорий практически не задействовали. Зачем же тогда столько территории охватывать, если её не в состоянии использовать?", — рассуждает Юсуфов.
По его словам, не менее важно количество создаваемых рабочих мест.
"В некоторых зонах, не скажу точно в каких, выходит порядка 10 миллионов рублей на создание одного рабочего места. Зачем создавать особую экономическую зону, если это настолько накладно?", — удивляется зампред дагестанского правительства.
"Нашему региону это не грозит, поскольку речь шла о том, какие средства выделены, как они освоены, создана ли инфраструктура, и самое главное — созданы ли дополнительные рабочие места. У нас средства из федерального бюджета не выделены. Даже из республиканского не выделены. Пока там работает только инвестор, который вкладывает свои средства", — подчеркнул Юсуфов.
Нет однозначных данных и о закрытии особых экономических зон, входящих в туристический кластер Северного Кавказа.
Представитель министерства туризма Карачаево-Черкесской республики сообщил РИА Новости, что ОЭЗ "Архыз" на территории Зеленчукского и Урупского районов работает эффективно и в соответствии с запланированными мероприятиями.
"ОЭЗ эффективна в части привлечения инвестиций и развития территории. В туристической деревне "Романтик" полностью распределены участки между резидентами, свободных зон не осталось, там около 20 резидентов, поселок заполнен, осталось только дождаться, когда закончится строительство. Вторая площадка — "Лунная поляна", здесь также работа идет не плохо, там на 90% распределена территория между инвесторов, в третьем поселке спроектирована канатная дорога, есть инвестор. Позиции неплохие, что касается экономической зоны, все что запланировано, все реализовано", — отметил представитель министерства.
В ОЭЗ курорта "Эльбрус" пока официальных резидентов нет, есть список потенциальных претендентов. По данным правительства Кабардино-Балкарии, АО "Курорты Северного Кавказа" уже вложило в развитие курорта более 1 миллиарда рублей. В прошлом году построена третья очередь канатной дороги на Эльбрус, которая стала самой высокой в Европе, реконструированы две горнолыжные трассы протяженностью около трех километров. До 2020 года планируется привлечь еще около 6 миллиардов рублей инвестиций, из них 800 миллионов в этом году. За четыре года планируется провести обустройство около 30 километров горнолыжных трасс, в том числе осуществить установку систем искусственного снегообразования и освещения, а также строительство многофункционального парковочного комплекса на поляне Азау, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования.
Согласно информации АО "Курорты Северного Кавказа" на территории Кавказских Минеральных Вод также создана особая экономическая зона. Здесь планируется развитие медицинского кластера стоимостью около 40 миллиардов рублей. Информации о вхождении резидентов не было.
Официальным комментарием представителя АО "Курорты Северного Кавказа" РИА Новости пока не располагает.
Отказываться не намерены
Как отметил Тускаев, в данный момент работа по созданию расположенной на территории республики ОЭЗ туристко-рекреационного типа "Мамисон" приостановлена до 2021 года. На ее создание из федерального бюджета уже потрачено более миллиарда рублей, из республиканского – порядка 300 миллионов. Для возобновления работы по созданию зоны необходимо дополнительное финансирование на строительство дороги. В региональном бюджете на то средств нет, федеральное финансирование тоже приостановлено. По словам Тускаева, руководство республики рассматривает варианты, которые могли бы удешевить строительство дороги и позволили бы "запустить" ОЭЗ.
Тускаев признает, что в данный момент бюджетные вложения в ОЭЗ "Мамисон" нельзя называть эффективными.
Он также подчеркнул, что руководство республики поддерживает озабоченность руководства страны.
"ОЭЗ являются важнейшим инструментом экономического развития. И такой подход, не всегда рачительный, убивает саму идею зоны, которая должна приводить к новым, лучшим экономическим показателям… На создание ОЭЗ было потрачено более 180 миллиардов рублей по в сей стране, а эффективностью бюджетная – всего 40 миллиардов. Это говорит о том, что эта сфера требует особого внимания, особого контроля", — сказал Тускаев.
Он подчеркнул, что временная приостановка создания новых ОЭЗ – очень правильный шаг. Вместе с тем Тускаев сообщил, что руководство республики обратились к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с предложением создать в Северной Осетии ОЭЗ промышленно-производственного направления.
"И мы от этой идеи не отказываемся, потому что хотим на примере республики Северная Осетия — Алания показать, что бюджетные инвестиции в особые экономические звоны именно промышленно-производственного направления могут быть эффективными. Именно прямые бюджетные инвестиции, будущие налоговые и таможенные преференции должны стать стимулом развития экономики, привлечения в наш регион инвесторов, привлечения в наш регион новых технологий", — считает Тускаев.
У кого все получилось
Президент Татарстана Рустам Минниханов считает принятое решение о ликвидации неэффективных зон правильным, и оно, по его словам, никак не повлияет на Татарстан.
"Решение принято, я думаю, правильно, потому что чрезмерное увлечение созданием экономических зон не дало тот эффект, который ожидали. На мой взгляд, стране необходимо было создать несколько серьезных экономических зон, которые дали бы результат. Пример – особая зона "Алабуга", где сегодня уже 48 резидентов, 22 современных предприятия уже работают, 100 с лишним миллиардов рублей частных инвестиций иностранных", — сказал он.
В Татарстане расположены крупнейшая и наиболее успешная в России ОЭЗ промышленно-производственного типа "Алабуга", а также ОЭЗ "Иннополис", которая призвана стать российским центром информационно-коммуникационных технологий.
По словам президента республики, до конца этого года в "Алабуге" будет запущено еще пять-шесть новых заводов.
В ОЭЗ "Иннополис", по информации Минниханова, уже завершен первый пусковой этап. Сегодня там зарегистрировано уже порядка 20 резидентов, и количество их будет расти.
"Решения, которые приняты, на нас не повлияют, это к нам не относится. Мы благодарны федеральному правительству за поддержку наших проектов", — подчеркнул он, напомнив, что недавно республика получила поддержку еще по одному очень серьезному проекту – Набережные Челны получили статус территории опережающего социально-экономического развития.
"Проект очень серьезный, который очень необходим городу Набережные Челны, это даст возможность диверсифицировать наши проекты", — уточнил Минниханов.
Интерес должен быть не только у инвестора
"Два года назад на совещании Дмитрий Николаевич Козак сказал, что в России две эффективные особые экономические зоны — это "Липецк" и "Алабуга". Они эффективны потому, что там регионы плотно занимаются их развитием", — сказал собеседник.
По его словам, подтверждением эффективности липецкой ОЭЗ могут быть цифры: на территории ОЭЗ "Липецк" работают 47 резидентов из 14 стран мира. Подписаны соглашения еще с пятью резидентами с инвестициями в объеме почти 19 миллиардов рублей. "Для примера — бюджет полумиллионного города Липецка меньше 9 миллиардов", — сказал Кошелев.
В данный момент ОЭЗ в дополнение к площадке в Липецке (тысяча гектаров) открывает вторую — в Ельце площадью 1,2 тысячи гектаров. Первые 200 гектаров новой площадки будут оборудованы всей необходимой инженерной инфраструктурой уже к декабрю этого года. Проект лично курирует глава администрации Липецкой области
По мнению Кошелева, ОЭЗ – мощнейший драйвер региональной экономики и он лично "не знает инструмента эффективнее". Он полностью согласен с заместителем председателя правительства РФ Дмитрием Козаком в том, что важную роль в успешном развитии ОЭЗ играет заинтересованность региональных властей и лично губернаторов. Кроме личной заинтересованности губернатора, важными критериями успешности ОЭЗ, по словам Кошелева, являются высокая квалификация кадров и их мотивация к работе на результат.
По его словам, кроме "Липецка" и "Алабуги", результат есть в Калуге, Самаре. "Я уверен, что будет результат в Пскове, Ульяновске. То есть мы не одни такие", — заявил собеседник, подчеркнув, что имеет в виду только зоны промышленно-производственного типа.
Кошелев считает, что если речь идет о закрытии какой-либо ОЭЗ, то это должно быть совместное решение региона и министерства экономического развития.
"Не надо торопиться. Есть регионы послабее — например, по сравнению с Липецком. Первый резидент пришел к нам на второй год нашей площадки, но кому-то, может, нужно дать и три года. Но очень важно то, о чем сейчас говорит правительство – нужно отвечать за свои действия. Вы получили деньги на создание ОЭЗ, так будьте добры отвечать делом. Вы должны к концу года построить столько-то объектов инфраструктуры, столько-то привлечь резидентов, столько-то создать рабочих мест и так далее. Не сделали этого — верните деньги в федеральный бюджет. И отчет должен быть ежегодным. Это справедливо. Мы на это готовы", — сказал собеседник агентства.