Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала очередной краткий доклад о социально-экономическом положении России в первые четыре месяца 2016 года. Данные, приведенные в нем, неоднозначны и свидетельствуют о том, в каком непростом состоянии пребывает сегодня экономика страны.
С одной стороны, налицо явный позитив. Например, объем производства продукции сельского хозяйства в России в январе-апреле 2016 года увеличился в действующих ценах на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 900,2 миллиарда рублей. При этом объем производства продукции сельского хозяйства всех производителей (сельхозорганизации, крестьянские и фермерские хозяйства, хозяйства населения) в апреле 2016 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 299,5 миллиарда рублей, что на 2,7% больше показателя за соответствующий период предыдущего года.
В то же время ввод в эксплуатацию жилья в январе — апреле 2016 года по сравнению с январем — апрелем 2015 года сократился более чем на 16% — до 20,3 миллиона квадратных метров. Значительно уменьшились объемы производства мебели.
Серьезные проблемы переживает машиностроение, особенно это заметно на примере выпуска автомобилей. Производство легковых машин за четыре первых месяца нынешнего года по сравнению с январем — апрелем прошлого упало более чем на четверть.
Рост или стагнация?
Анализировать состояние экономики по данным за столь краткосрочный период сложно. С одной стороны, в прошлом году наблюдалось ее существенное падение, а это значит, что цифры роста, которыми изобилует доклад, имеют изначально низкую базу для сравнений. С другой стороны, динамика развития экономики и в прошлом, и в нынешнем году неравномерна по месяцам, отмечает заместитель директора института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов, который полагает, что наиболее объективно отражают ситуацию данные, характеризующие картину в годовом выражении с учетом сезонности.
"Если опираться на общие цифры, то мы увидим, что в первом квартале 2016 года российская промышленность росла в среднем на 0,2% в месяц. Может возникнуть впечатление, что промышленность "всплывает" и теперь она, как ключевое звено, потянет за собой всю экономику. Однако если взглянуть на данные в годовом выражении с учетом сезонности, то окажется, что наша промышленность фактически не росла, оставалась на прошлогоднем уровне, когда произошло падение. Можно сказать, что она попыталась "оттолкнуться от дна", даже чуть поднялась, но так и зависла над самым "дном", — говорит аналитик.
Лидеры и аутсайдеры
В апреле все тенденции первого квартала сохранились. В ряде секторов по-прежнему наблюдается рост — в числе лидеров промышленности как производители промежуточных товаров, включая металлургию, так и конечные производства: текстильные и швейные, производители обуви, а также машин и оборудования. Однако их успехи сводят на нет секторы-"неудачники", в которых оказались производители нефтепродуктов, резины и пластмасс, стройматериалов, транспортных средств и мебели.
Проблемы российских производителей энергоресурсов экономист связывает с тем, что после их почти безраздельного доминирования на европейском рынке наступило время конкуренции: туда активно внедряются Саудовская Аравия, США и другие новые для Европы игроки.
Любой экономический кризис всегда является палкой о двух концах и, кроме того, что приносит проблемы, становится стимулом для развития. Так произошло в текстильной и швейной промышленности, где растет производство тканей и готовых изделий. Из-за падения курса рубля импортная одежда подорожала, и промышленность стала предлагать рынку свой товар (видимо, теми же причинами вызван и рост производства бытовой техники). При этом увеличивается выпуск не тканей из подорожавшего иностранного хлопка, а прежде всего нетканых материалов.
Факторами роста металлургии Валерий Миронов называет государственный оборонный заказ, программу поддержки развития транспортного машиностроения, заказы попавших под международные санкции нефтегазовых компаний и — также обвал рубля. Металлурги увеличивают производство тех видов продукции, которые прежде ввозились из-за рубежа: упаковочной фольги, некоторых видов сложных труб, изделий из цветных металлов и металлических резервуаров.
Цветы или овощи?
Существенное сокращение покупательной способности россиян — главный отрицательный итог кризиса, главная беда и основная проблема российской экономики сегодня, убежден доцент Тимирязевской сельскохозяйственной академии Игорь Абакумов.
"И сокращение автомобильного рынка, и рынка жилья, и падение очень многих экономических показателей объясняются именно сокращением покупательной способности населения. Граждане с доходом от прожиточного минимума и ниже покупают хлеба в несколько раз меньше, чем те, кто получает от 50 тысяч рублей и выше. Уменьшилось потребление мяса. Люди просто стали меньше есть, а это очень тревожно — мы перешли от экономики развития к экономике выживания. Вот факт: впервые с 1914 года наши граждане стали больше покупать семян овощей, чем семян цветов. Это свидетельствует о том, что население вновь переходит на самообеспечение", — говорит он.
В то же время производство многих видов сельхозпродукции растет — за счет экспорта, отмечает он. Крупные аграрные компании наращивают продажу за границу мяса, птицы, зерна, овощей, что стало предметом гордости в правительстве, где с удовлетворением отмечают, что экспорт сельскохозяйственных товаров у нас обогнал экспорт вооружений. Это действительно замечательно — если не обращать внимания на то, как упал внутренний аграрный рынок, считает Игорь Абакумов.
Экономика в плену у политики
Однако тут есть нюанс. Валерий Миронов связывает эти показатели прежде всего с изменением цен на энергоносители. Их удельный вес в структуре российского экспорта настолько значителен, что ни увеличение продаж за рубеж военной техники и вооружений, ни обогнавшие их внешние объемы внешних поставок сельхозпродукции не в состоянии изменить общие цифры.
Это, по мнению Миронова, яркое свидетельство того, что для российской экономики давно назрела необходимость структурных реформ, глобальной смены приоритетов, осуществить которые по-прежнему не удается.
Самым же серьезным препятствием для оздоровления российской экономики аналитик называет так и не побежденную пока коррупцию, которая тормозит все отрасли и все сектора, от мелкого бизнеса до крупных компаний.
Игорь Абакумов на первое место ставит непрофессионализм чиновников, принимающих определенные важные для экономики решения — они, эти решения, очень часто носят ярко выраженный политизированный характер и отдают откровенным популизмом.