Арсенал грамотного финансового директора не ограничивается только классическими кредитными продуктами, а включает и современные формы финансирования, позволяющие бизнесу быть на один-два шага впереди конкурентов, что особенно важно в непростые для экономики периоды. О роли факторинга в финансовом управлении компанией в интервью РИА Новости рассказал председатель Ассоциации факторинговых компаний, генеральный директор ВТБ Факторинг Антон Мусатов.
— Факторинг предназначен для компаний, у которых возникает дебиторская задолженность. Как на практике работает этот инструмент?
— На деле факторинг работает так: поставщик отгружает товар покупателю на условиях постоплаты, факторинговая компания осуществляет финансирование поставщика на сумму этой задолженности и принимает долг на себя. Таким образом, поставщик привлекает дополнительных покупателей за счет возможности работать на условиях отсрочки платежа, получает денежные средства от факторинговой компании в момент отгрузки, избегает кассовых разрывов, минимизирует или полностью снимает с себя риск невозврата задолженности.
Хотелось бы подчеркнуть, что факторинг применим к абсолютно любым договорам, в условиях которых предусмотрена отсрочка платежа. В нашем портфеле есть немало примеров факторинга в неклассических для этого инструмента сферах: авторские права, услуги, энергосервисные контракты и многое другое.
— Поскольку, по своей сути, факторинг является одной из разновидностей финансирования, некоторые думают, что компании нужно выбирать, какой инструмент использовать — кредит или факторинг. Так ли это?
— Это глубокое заблуждение. Факторинг и кредитные инструменты не только можно, но и нужно сочетать. Грамотное использование этих продуктов в разы повышает эффективность портфеля привлеченных средств. Другое дело, что их комбинирование требует высокой квалификации от финансовых директоров компаний. Широта знаний сотрудников финансовых служб позволяет расширить доступ предприятий к современным возможностям.
— Приведите пример грамотного, на Ваш взгляд, сочетания факторинга и кредитных продуктов.
— Одним из ярких примеров высокого уровня финансового управления компании и эффективной структуры привлеченных средств мы наблюдаем в группе компаний "НИАРМЕДИК". Мы сотрудничаем с предприятием с 2011 года по безрегрессному факторингу — финансируем и покрываем риски поставок продукции в адрес федеральных и региональных фармацевтических дистрибьюторов. За четыре года факторинговый портфель компании вырос в десятки раз. В настоящее время компания является одним из наших крупнейших факторинговых клиентов. Факторинг компания использует для финансирования и покрытия рисков по договорам поставки, а кредитными продуктами пользуется в основном для финансирования инвестиционных проектов. Так, в июне этого года в Обнинске был открыт фармацевтический завод этой группы компаний, на строительство которого банк ВТБ предоставил денежные средства в размере трех миллиардов рублей.
— ВТБ Факторинг нацелен на работу с крупным компаниями. Чем объясняется такая специализация?
— Мы как дочерняя структура государственного банка стремимся поддерживать не просто коммерческие проекты, а проекты, имеющие важную социальную составляющую. Большинство таких проектов, как правило, реализуется компаниями сегмента "крупный бизнес".
Крупные компании предъявляют повышенные требования к своим финансовым партнерам. Стандартные программы и подходы здесь не работают. Поэтому фактор, помимо большого опыта и высокой квалификации, должен обладать широкими возможностями, которые, к слову, есть не у каждой факторинговой компании. Этим объясняется то, что уровень проникновения факторинга в крупный сегмент ниже, чем в среднем по рынку.
Мы являемся проводником факторинга в крупный бизнес благодаря колоссальным возможностям банка ВТБ, дочерней структурой которого мы являемся. Именно этим обусловлен наш выбор в пользу работы в более сложной нише. К тому же, как говорится, "выбирайте самый сложный путь, и вы не встретите на нем конкурентов".
— Кстати, о конкуренции. Насколько она высока среди факторинговых компаний?
— Конкуренция является неотъемлемой частью здорового рынка. И рынок факторинга, несмотря на свою молодость, не исключение. И все же самым главным конкурентом для нас являемся мы сами: выпуская продукт или технологию высокого качества сегодня, мы одновременно работаем над тем, чтобы со временем сделать их еще лучше.
— Насколько рынок факторинга подвержен происходящим в экономике процессам?
— С одной стороны, факторинговые компании вынуждены наравне с другими финансовыми игроками работать в непростых экономических условиях, с другой — ситуация создает предпосылки для развития нашего бизнеса. Так, на фоне ограниченности рынка кредитных ресурсов, многие компании поворачиваются в сторону факторинга. Это является одним из факторов роста.