МОСКВА, 14 дек — Прайм. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором и третьем чтениях правительственный законопроект о бюджетном правиле.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Согласно документу, расходы федерального бюджета будут рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением этого периода на один год до достижения десяти лет.
Новое бюджетное правило устанавливает порядок использования нефтегазовых доходов с 2013 года и предусматривает страховку от закладывания в бюджет слишком высокой базовой цены.
Эта мера должна снизить зависимость российского бюджета от колебаний цен на энергоносители и позволит России вновь начать накапливать резервы. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, средств для перераспределения в суверенные фонды в случае нового пика кризиса может и не остаться, и бюджетное правило станет невыполнимым.
Что касается механизма использования нефтегазовых доходов, то если фактическая цена на нефть превышает базовую, то дополнительные доходы будут направляться в Резервный фонд или на замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета. Решение о таком перераспределении должно будет принимать правительство.
Если фактическая цена окажется ниже базовой, то, наоборот, средства Резервного фонда будут направляться на покрытие дефицита федерального бюджета.
Кроме того, в целях увеличения доходной части федерального бюджета законопроект продляет до 1 января 2016 года действие нормы о перечислении 75% прибыли Банка России, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет. Соответствующие поправки вносятся в статью 26 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Согласно действующему закону, срок данной нормы истекает 1 января 2015 года.
Поправки ко второму чтению
Согласно поправкам, внесенным в законопроект ко второму чтению, предлагается сделать возможным превышение расходами бюджета планки бюджетных правил только в тех случаях, когда расходы связаны с конкретными видами доходов. "Например, реализуется какое-либо имущество, за счет него финансируются расходы. Мы предлагаем сделать такую техническую увязку, чтобы только на этот объем доходов можно было увеличить объем расходов", — пояснял ранее замминистра финансов РФ Алексей Лавров.
Поправками устанавливается, что Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины.
При формировании проекта федерального бюджета дополнительные нефтегазовые доходы, планируемые к зачислению в Резервный фонд, определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год цены на нефть, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.
Устанавливается, что бюджетные ассигнования на инфраструктурные и другие приоритетные проекты с ограниченным сроком реализации за счет дополнительных нефтегазовых доходов должны утверждаться законом о федеральном бюджете.
При рассмотрении законопроекта на заседании бюджетного комитета Госдумы депутаты отклонили поправку, согласно которой нормативная величина Резервного фонда должна составлять 5% ВВП вместо предложенных правительством 7% ВВП. В результате норма законопроекта осталась в той же редакции, что и при принятии в первом чтении в июле текущего года: после достижения Резервным фондом объема в 7% ВВП нефтегазовые доходы будут направляться на инфраструктурные проекты и в Фонд национального благосостояния в соотношении 50 на 50.