Рейтинг@Mail.ru
Хронология аварии, вызванной затоплением рудника в Березниках. Справка - РИА Новости, 11.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Хронология аварии, вызванной затоплением рудника в Березниках. Справка

Читать ria.ru в

Чрезвычайная ситуация сложилась на Березниковском руднике Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в октябре 2006 года после попадания грунтовых вод в шахту, что повлекло за собой растворение солевых месторождений и разрушение грунта.

Верхнекамское месторождение является вторым по величине разведанным месторождением калийных солей в мире и содержит 3,8 млрд тонн калийной руды, право вести разработку которой предоставлено одному из крупнейших российских производителей минеральных удобрений ОАО "Уралкалий".

Сразу после аварии в октябре было принято решение прекратить работу рудника и затопить его.

28 июля 2007 года над карстовой полостью на руднике "Уралкалия" произошел провал грунта. Первоначальная площадь провала составила 50 на 70 метров. В зону возможного проседания грунта попали 29 жилых домов, две школы, два детских сада в Березниках, а также участок железнодорожного полотна в районе станции Березники Свердловской железной дороги.

Всего, по оценкам специалистов, около двух тысяч человек должны были быть переселены из этой зоны до 1 декабря 2007 года. Позже ученые смягчили свои прогнозы по угрозе расширения провала, и срок был сдвинут на 1 февраля 2008 года.

По данным пресс-службы оперативного штаба при краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям, с 3 по 5 сентября 2007 года длина провала грунта в городе Березники Пермского края выросла со 183 до 195 метров при ширине 90 метров. За два дня расстояние от провала до полотна федеральной железной дороги уменьшилось с 92 до 86 метров, а расстояние до построенной резервной железнодорожной ветки осталось без изменений – 193 метра.

В результате аварии на руднике ОАО "Уралкалий" на участке железной дороги, попавшей в зону возможного провала, было прекращено пассажирское движение и ограничена скорость грузовых составов до 25 километров в час. Поезда, двигающиеся по местной железнодорожной ветке, были пущены по объездному маршруту.

Одновременно РЖД приступила к реализации проекта "глубокого" 53-километрового обхода, который пройдет за пределами зоны возможных провалов грунта. Его планируется запустить в однопутном варианте в 2009 году. ТГК-9 пришлось перенести объекты ТЭЦ-10, кроме того, была переселена часть жителей Березников. На первоочередные меры краю был выделен безвозвратный бюджетный кредит в 700 млн рублей.

К концу 2008 года рудник был полностью затоплен, благодаря чему, по данным оперативного штаба Березников, стабилизировалась скорость оседания земли на территории города и снизился уровень сейсмической активности в районе провала.

Жильцы домов, которые оказались в зоне возможного провала грунта, получили новое жилье в микрорайоне "Усольский" на правом берегу Камы или приобрели квартиры за счет компенсаций из федерального и краевого бюджетов. "Уралкалий", со своей стороны, выполняет взятые на себя обязательства по строительству детского сада и поликлиники.

26 декабря 2008 года министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев провел заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Пермском крае, где представители ОАО "Уралкалий" заявили о готовности компенсировать затраты бюджетов всех уровней, которые были понесены при устранении последствий аварии. Общий объем средств, по предварительным оценкам, должен был составить около 3 млрд рублей.

Также на совещании Трутнев поручил Минтрансу России сформировать рабочую группу для анализа вопроса о необходимости строительства дополнительного 2,5-километрового обходного пути.

В феврале 2009 года пресс-служба Минприроды РФ сообщила, что ученые не сочли вероятным расширение площади провала грунта в Березниках. "Согласно заключению научных институтов, опасность дальнейшего расширения провала отсутствует, в связи с чем принято решение о прекращении строительства 2,5-километрового (железнодорожного) обхода", – говорилось в сообщении по итогам заседания в Березниках правительственной комиссии по вопросам аварии 2006 года.

В феврале 2009 года Счетная палата РФ сообщила, что субсидия из федерального бюджета в сумме свыше 1 млрд рублей на переселение граждан из зоны вероятных разрушений в городе Березники была использована с нарушением условий ее предоставления. Она была направлена на строительство жилья при отсутствии на учете в администрации Березников граждан, нуждающихся в срочном переселении.
При этом бюджетные средства в общей сумме 381 млн рублей (351,4 млн рублей из федерального бюджета и 29,7 млн рублей из краевого бюджета), направленные на строительство жилых домов и инженерных сетей, подрядными организациями не осваивались в течение более десяти месяцев, что свидетельствует об их неэффективном использовании.

На коллегии Счетной палаты отмечалось, что субсидия на переселение граждан из зоны вероятных разрушений, предусмотренная законом о федеральном бюджете на 2007 года и поступившая в Пермский край в полном объеме в сумме около 1,86 млрд рублей, была использована в 2007 году на 77,9%. В 2008 году средства федерального бюджета использованы в сумме около 215,4 млн рублей, или 52,3% к предусмотренному бюджетом объему. Неиспользованный остаток средств федерального бюджета на 1 декабря 2008 года составил 196 млн рублей.

Как следует из материалов коллегии, по участку недр Березниковский Верхнекамского месторождения не определены доступные и утерянные для добычи в результате аварии запасы полезных ископаемых, не дана их геолого-экономическая оценка.

Проверка показала, что по состоянию на конец 2008 года отсутствовал согласованный с Ростехнадзором проект ликвидации рудника БКПРУ–1. На момент проведения проверки согласованные с органами госвласти объемы и механизмы участия ОАО "Уралкалий" в финансировании мероприятий по ликвидации негативных последствий аварии и предупреждению их дальнейшего развития не были приняты. В то же время, в 2006–2008 годах ОАО "Уралкалий" профинансировал мероприятия по ликвидации последствий аварии за счет собственных средств в объеме около 2,3 млрд рублей, а в январе 2009 года обратился в правительство России, другие органы госвласти и заинтересованные организации с предложением о возмещении затрат государства на ликвидацию последствий аварии.

Как следует из материалов коллегии, в целях компенсации понесенных ОАО "РЖД" затрат на обеспечение железнодорожного сообщения в зоне техногенной аварии г. Березники в 2007–2008 годах по разным направлениям обеспечена государственная поддержка ОАО "РЖД" в общей сумме свыше 3,2 млрд рублей, что составляет 95,7% затрат ОАО "РЖД" на данные цели. По состоянию на конец 2008 года из фактических затрат РАО "ЕЭС России" на обеспечение надежности электро- и теплоснабжения потребителей Березников в сумме 1,9 млрд рублей, за счет инвестиционной составляющей возмещены затраты в размере 1,05 млрд рублей. Нарушений правильности применения тарифов на отпуск электроэнергии потребителям не выявлено. Счетная палата также не установила фактов нецелевого использования средств, заложенных в тарифах на тепловую и электроэнергию.

В ноябре 2009 года РЖД завершила укладку пути на новом 53-километровом железнодорожном участке Яйва – Соликамск (Пермский край) в обход станции Березники.

По сообщению пресс-службы компании, на участке закончены общестроительные работы на пяти мостах, уложено 54 водопропускных трубы, подготовлены площадки под тяговые подстанции, установлено 985 опор контактной сети, а также начали проводиться мероприятия по подготовке эксплуатационной документации, разработке вагонопотока и графика движения поездов.

Управление движением поездов будет осуществляться со станции Чашкино, где вводится в действие новая микропроцессорная система электрической централизации стрелок и сигналов (МПЦ). В схему заложена так называемая "безаварийная программа", которая при малейшей неисправности автоматически переводит стрелочный перевод в защитное состояние и только после устранения сбоя сможет включиться в работу.

Ввод в эксплуатацию первой очереди однопутного электрифицированного обхода Яйва – Соликамск запланирован в декабре 2009 года.

Объем инвестиций в 2009 году в данный проект составит 8,2 млрд рублей, из которых 6 млрд рублей выделены РЖД из федерального бюджета с внесением в уставной капитал и 2,2 млрд рублей – средства госмонополии. На втором этапе – в 2010 году – произойдет примыкание станции Березники к новой ветке и дальнейшее развитие линейных станций. Планируется, что после завершения второй очереди строительства на участке начнут курсировать пассажирские поезда.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала