Методика исследования Академического рейтинга университетов мира

Российский Союз ректоров (логотип)

Независимая организация ShanghaiRanking Consultancy

Выбор университетов для включения в рейтинг

В Академический рейтинг университетов мира включаются учебные заведения, имеющие:  выпускников и сотрудников, являющихся лауреатами Нобелевской или Филдсовской премий; большое число часто цитируемых исследователей; статьи, опубликованные в журналах «Nature» и «Science» за последние 10 лет; а также большое число статей, вошедших в индексы Science Citation Index – Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index (SSCI).  В отборе участвовали более 2000 университетов, однако в фактический рейтинг входят 1200 учебных заведений, а публикуются 500 лучших вузов мира.

Система рейтинговых показателей

Академический рейтинг университетов мира составляется на основании шести объективных показателей, а именно: эквивалентное число выпускников вуза, получивших Нобелевскую или Филдсовскую премию (кратко – Alumni), эквивалентное число преподавателей вуза, являющихся лауреатами Нобелевской или Филдсовской премии (кратко – Award), число наиболее часто цитируемых исследователей во всех сферах науки и техники (кратко – HiCi), эквивалентное число статей, опубликованных в журналах «Nature» и «Science» (кратко – N&S), количество статей, включенных в индексы Science Citation Index – Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index (SSCI) (кратко «PUB»), а также средний показатель деятельности по всем предыдущим показателям из расчета на одного члена преподавательского состава (кратко – РСР).

При составлении рейтинга учебному учреждению, показавшему наивысший результат по всем показателям Alumni, Award, HiCi, N&S, PUB и РСР, присваивается 100 баллов. Рейтинг всех прочих вузов рассчитывается как процент наивысшего балла. Если разброс данных по какому-либо показателю значительно выходит за рамки нормы, для обработки таких данных применяется стандартный статистический метод. Итоговый балл представляет собой средневзвешенное значение результатов, полученных университетом по всем шести показателям. Вузу, получившему наивысшую оценку, присваивается 100 баллов, а рейтинги прочих учреждений рассчитываются как процент от наивысшего балла. 

Показатели рейтинга и коэффициенты их значимости в общем балле

Показатели первого уровня Показатели второго уровня Кодовое название Коэффициент значимости
Качество обучения Эквивалентное число выпускников-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии Alumni 10%
Качество преподавательского cостава  Эквивалентное число преподавателей-лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии Award 20%
Число наиболее часто цитируемых исследователей во всех сферах науки и техники  HiCi 20%
Достижения в сфере научных исследований  Эквивалентное число статей, опубликованных в журналах «Nature» и «Science»*  N&S 20%
Количество статей, включенных в индексы Science Citation Index – Expanded (SCIE) и Social Sciences Citation Index  PUB 20%
Средний показатель деятельности на одного члена преподавательского состава Среднее значение совокупного результата по всем предыдущим показателям из расчета на одного члена преподавательского состава PCP 10%
Всего: 100%

* При оценке университета исключительно гуманитарной направленности не учитывается показатель N&S, а коэффициент его значимости пропорционально распределяется между другими критериями. 

Определения показателей и описание статистического метода 

Alumni. Число выпускников вуза, являющихся лауреатами Нобелевской или Филдсовской премии. Выпускниками считаются лица, получившие в том или ином университете степень бакалавра, магистра или доктора наук. Для наиболее объективного отражения академических достижений вуза коэффициент значимости данного показателя варьируется в зависимости от года получения выпускниками упомянутых премий. С каждым десятилетием коэффициент снижается на 10%. Так, если лауреат получил премию в период с 2001 по 2010 гг., коэффициент значимости данного показателя составляет 100%, в период с 1991 по 2000 г. – 90% и т.д. Если премия была присуждена в 1911-1920 гг., значимость показателя составляет всего 10% от исходного коэффициента. В итоге рассчитывается эквивалентное число лауреатов премий с 1911 г. В случае если какой-либо выпускник получил в данном вузе две или более научных степеней, он учитывается в расчете только один раз. 

Award. Количество преподавателей университета, являющихся лауреатами Нобелевской (по физике, химии, биологии или медицине и экономике) и Филдсовской премий (по математике). Для наиболее объективного отражения академических достижений вуза коэффициент значимости данного показателя варьируется в зависимости от получения преподавателями упомянутых премий. С каждым десятилетием коэффициент снижается на 10%. Так, если преподаватель получил премию в период с 2011 года по сегодняшний день, коэффициент значимости данного показателя составляет 100%, в период с 2001 по 2010 гг. – 90%, с 1991 по 2000 гг. – 80% и т.д. Если премия была присуждена в 1921-1930 гг., значимость показателя составляет всего 10% от исходного коэффициента. В итоге рассчитывается эквивалентное число лауреатов премий с 1921 г. Если лауреат премии одновременно числится сотрудником двух различных учреждений, каждое из них получает 0,5 итогового балла. Если какая-либо Нобелевская премия вручена одновременно нескольким лауреатам, при определении коэффициента значимости учитывается доля сотрудника вуза в общем размере премии. 

HiCi. Общее число часто цитируемых исследователей согласно данным компании Thomas Reuters. Thomas Reuters в различные времена публиковала два перечня часто цитируемых исследователей мира: первая версия такого перечня увидела свет в 2001 году и включала более 6000 исследователей. Количество часто цитируемых исследователей из каждого вуза использовалось для расчета показателя HiCi в Академическом рейтинге университетов мира в период с 2003 по 2013 гг. В 2014 году компания Thomas Reuters разработала новый перечень, в который вошли более 3000 ученых. Во избежание необычных колебаний результатов рейтинга при переходе от старого перечня к новому в переходном 2014 году при составлении рейтинга одновременно использовались оба списка. Баллы каждого вуза по разным спискам рассчитывались отдельно, а показатель HiCi для рейтинга 2014 года являлся средним значением двух баллов (нажмите, чтобы ознакомиться с процессом расчета показателя HiCi для конкретного учебного заведения). Следует отметить, что по рекомендациям некоторых вузов и ученых, среди которых были и часто цитируемые исследователи, при расчете баллов специалистов, вошедших в новый перечень, учитывается только первое место их работы.

N&S. Эквивалентное число статей, опубликованных в изданиях «Nature» и «Science» за последние пять лет (с 2009 по 2013 гг.). При расчете данного показателя учитываются только научно-исследовательские статьи (Article), обзоры (Review) или новостные сообщения (Letter) в расчет не принимаются. Для наиболее объективного отражения академических достижений вуза коэффициент значимости данного показателя варьируется в зависимости от степени принадлежности автора какому-либо конкретному учреждению. Коэффициент значимости 100% присваивается учреждению, являющемуся основным для автора (посредством которого осуществляется корреспонденция с автором), первому учреждению автора (если первое совпадает с основным, тогда второму) присваивается 50% от исходного коэффициента, следующему – 25%, всем прочим учреждениям – по 10%.

PUB. Общее количество научных работ и статей, включенных в индексы SCIE и SSCI в прошлом году (2013). При расчете данного показателя учитываются только научно-исследовательские статьи (Article), обзоры (Review) или новостные сообщения (Letter) в расчет не принимаются. Учитывая тот факт, что специалисты в сфере общественных наук, зачастую публикуют результаты своих исследований в форме научных трудов, исходя из фактически обоснованными данными, двойной коэффициент значимости присваивается работам, включенным в индекс SSCI.

PCP. Средний показатель академической деятельности университета из расчета на одного члена преподавательского состава. Значение данного показателя получается путем сложения баллов всех пяти предыдущих показателей и деления полученного результата на количество преподавателей в эквиваленте полной штатной единицы (full time equivalent). При составлении рейтинга 2014 года в перечень стран с учебными заведениями, располагающими членами преподавательского состава в эквиваленте полной штатной единицы, вошли: США, Великобритания, Франция, Канада, Япония, Италия, КНР, Австралия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Бельгия, Южная Корея, Чехия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Испания, Австрия, Норвегия и т.д. Для других стран или регионов показатель РСР рассчитывался в качестве средневзвешенного значения суммы баллов, полученных по пяти предыдущим показателям. 

Оригинал методики можно увидеть здесь.





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.