Методологическая справка
Рейтинг университетов по трудоустройству выпускников компании Quacquarelli Symonds представляет собой инструмент, позволяющий студентам по всему миру сравнить университеты с точки зрения трудоустройства их выпускников и возможностей, которые перед ними открываются.
В этом году исследователи поставили перед собой цель существенно расширить масштаб рейтинга. В прошлые годы они собирали и анализировали данные по 300 учебным заведениям для подготовки рейтинга на 200 позиций, но в этот году количество анализируемых университетов было удвоено и составило 500 ведущих учреждений.
Рейтинг каждого учреждения определяется на основе пяти тщательно выбранных показателей. За исключением показателя «Репутация среди работодателей», все используемые данные рассчитаны и подготовлены специально для Рейтинга университетов по трудоустройству выпускников QS.
1. Репутация среди работодателей (30%)
QS традиционно придает ключевое значение показателю «Репутация среди работодателей» при составлении всех своих рейтингов. Не удивительно, что в рейтинге по вопросу о трудоустройстве этот показатель имеет определяющее значение.
Индекс «Репутация среди работодателей» определяется по результатам анализа 30 000 ответов в рамках Опроса работодателей QS, в ходе которого работодателей просят назвать учебные заведения, выпускники которых проявили себя наиболее компетентными, инновационно-мыслящими и эффективными сотрудниками. Это самое широкомасштабное исследование такого рода в мире. Раньше удельный вес ответов иностранных респондентов об университете составлял 70%, тогда как остальные 30% приходились на ответы, полученные в стране нахождения университета. Как и в случае с Рейтингом лучших университетов мира QS за 2018 год, в этом году подход изменился. Теперь удельный вес ответов как иностранных респондентов, так и респондентов страны учебного заведения составляет 50%.
2. Профессиональные достижения выпускников (25%)
Как правило, университеты, для которых небезразличен дальнейший профессиональный путь их выпускников, готовят успешных специалистов. Для расчета данного показателя, QS определяла университеты, в которых учились люди, вошедшие в более чем 100 списков самых успешных профессионалов в различных областях. Всего компания проанализировала ситуацию с 30 000 наиболее инновационно-мыслящими, творческими, состоятельными, предприимчивыми людьми и/или лицами, занимающимися благотворительностью, чтобы определить, в каких университетах учатся люди, способные изменить этот мир. В этом году объем собранных по этому показателю данных вырос на 40% по сравнению с предыдущими выпусками. При этом в рамках этого показателя молодым специалистам, попавшим в такие списки, присваивается более высокий удельный вес, что призвано обеспечить актуальность рейтинга. Аналогичным образом, получение степени магистра или специалиста имеет более высокий удельный вес по сравнению с получением ученой степени, поскольку считается, начальные этапы высшего образования имеют большее значение с точки зрения перспектив трудоустройства.
Учитывая объем собранных данных и надежность полученных результатов, удельный вес этого показателя был увеличен с 20% до 25%.
3. Партнерство с работодателями (25%)
Этот показатель состоит из двух частей. Первая заключается в использовании базы Scopus компании Elsevier для выявления университетов, которые имеют успешный опыт сотрудничества с международными компаниями в подготовке широко цитируемых и новаторских исследований. При подсчете учитывались только компании, задействованные в подготовке в сотрудничестве с университетами не менее трех статей за пять лет (2011-2015). В рейтинг за этот год вошли данные о сотрудничестве университетов с 2 000 ведущими международными компаниями из списков Fortune и Forbes.
Во-вторых, при расчете показателя учитывается сотрудничество по вопросу о трудоустройстве выпускников. Эти данные предоставляются университетами и подлежат проверке аналитиками QS.
Оба показателя корректируются с учетом численности профессорско-преподавательского состава каждого университета, после чего рассчитывается сводный показатель.
4. Участие представителей работодателя в жизни ВУЗа (10%)
Расчет данного показателя заключается в суммировании количества отдельных работодателей, которые активно работали в университете в течение последних 12 месяцев, предоставляя активным студентам возможность установить связь с работодателем и получить информацию. Присутствие работодателей на территории университета также открывает перед студентами возможность получить стажировку, которая может стать началом успешной карьеры, или принять участие в исследовательском проекте. «Активное присутствие» может заключаться в участии в ярмарках вакансий, организации презентаций о компании и распространении информации о компании любым другим способом.
Данный показатель корректируется с учетом количества студентов, чтобы учесть размер каждого отдельного образовательного учреждения.
Поскольку удельный вес показателя «Профессиональные достижения выпускников» был в этом году увеличен, вес данного показателя снизился с 15% до 10%.
5. Трудоустройство после окончания ВУЗа (10%)
Это самый простой показатель, который, однако, необычайно важен для понимания того, насколько успешно университеты справляются с задачей по обеспечению трудоустройства выпускников. Это показатель показывает долю выпускников (за исключением тех, кто решает продолжить обучение или не имеет возможности работать), получивших работу на полный или неполный рабочий день в течение 12 месяцев после окончания учебы. Для его расчета мы рассматриваем разницу между показателем занятости среди выпускников каждого ВУЗа и средними показателями занятости населения в стране их нахождения. Чтобы избежать существенных отклонений, результаты подвергаются корректировке с учетом максимальных и минимальных значений для каждой страны или региона. Это связано с тем, что на трудоустройство выпускников конкретного университета не может не влиять экономическая ситуация страны, в которой они находятся.
Оценочные показатели
В тех случаях, когда компания QS не могла получить данные напрямую от учреждения или из надежных источников, для заполнения недостающих позиций использовались консервативные оценочные показатели. Расчет таких показателей проводился на основе данных, предоставленных учреждениями, расположенными в той же стране или регионе.