Экипаж машины под водой. Зачем танкистам водолазная подготовка

© РИА Новости / Евгений БиятовПерейти в фотобанкУчастники соревнований по танковому биатлону команды министерства обороны России на 1-ом этапе Армейских международных игр - 2016Участники соревнований по танковому биатлону команды министерства обороны России на 1-ом этапе Армейских международных игр - 2016

МОСКВА, 17 июл — РИА Новости, Андрей Коц. Танкисты Южного военного округа на этой неделе будут учиться водить свои боевые машины под водой. Об этом в понедельник сообщил журналистам начальник пресс-службы ЮВО полковник Вадим Астафьев. Он пояснил, что маневры пройдут на полигоне Прудбой в Волгоградской области, в них примут участие более 100 военнослужащих.

— В ходе подготовки танкисты преодолеют водные преграды шириной свыше 50 метров, двигаясь по дну водоема на глубине до 6 метров, — озвучил нормативы Астафьев. — В условиях нулевой видимости механик-водитель, ориентируясь по приборам, должен провести машину по дну водоема без переключения передач, остановок и резких поворотов.

Танки Т-72Б3. Архивное фото
В Волгоградской области пройдут занятия по вождению танков под водой
Кроме того, экипажи отработают аварийные действия в случае затопления танка. Это упражнение считается одним из сложнейших и самых опасных в Сухопутных войсках. Только тех танкистов, которые справятся с подготовительными заданиями, допустят к финальному этапу учений — преодолению водной преграды длиной 100 метров. Полковник танковых войск запаса Виктор Мураховский, неоднократно выполнявший подобное упражнение в условиях, приближенных к боевым, рассказал РИА Новости, как танкисты готовятся к "погружению" и что при этом может пойти не так.

"Иду по приборам"

В реальных боевых условиях танковые подразделения "загоняют" в воду тогда, когда противник хорошо оснащен технически и обладает серьезным разведывательным потенциалом. Переброска танков на другой берег по мосту или понтону очень заметна для спутников, авиации и беспилотников. Следовательно, такая переправа уязвима для высокоточной ракеты или бомбо-штурмового удара с воздуха. Движение бронетехники по дну позволяет в значительной степени нивелировать эти риски, конечно, при должном соблюдении правил маскировки.

© РИА Новости / Сергей СамохинПерейти в фотобанкФорсирование реки танками Т-72 с оборудованием для подводного вождения танка во время тактического бригадного учения
Форсирование реки танками Т-72 с оборудованием для подводного вождения танка во время тактического бригадного учения

— Естественно, ни один командир танка не будет форсировать водоем в неразведанном месте, — рассказал РИА Новости Виктор Мураховский. — Сначала там работают разведка, инженерно-саперные подразделения. Маршрут выбирается заранее, но противнику он неизвестен. В результате танки могут появиться там, где их меньше всего ждут, и ударить в тыл или во фланг. На войне такие внезапные действия могут решить исход важных сражений и даже крупномасштабных общевойсковых операций.

Демонстрация танка Т-14 Армата
Неуязвимая "Армата". Защиту новейшего танка не пробьет даже "Джавелин"
Все отечественные танки могут преодолевать водные преграды глубиной до 5-6 метров, это заложено в их конструкции. В частности, двигатель при движении машины по дну должен получать кислород. С этой целью на него устанавливается воздухопитающая труба длиной 3-4 метра, которая "выглядывает" из водоема на манер флотского перископа или шноркеля. Сам танк герметизируется изнутри специальными устройствами. Башня "вжимается" в корпус, на края люков устанавливаются резиновые прокладки, на дульный срез пушки — водонепроницаемый чехол-колпак, а выхлопная труба двигателя оборудуется клапанной коробкой.

— Механик-водитель под водой ничего не видит, — пояснил Виктор Мураховский. — На глубине 3 метра в триплексах одна муть зеленая. Поэтому он ориентируется по гирополукомпасу. Этот прибор еще на суше настраивается на ориентир на противоположном берегу и под водой помогает танкистам выдерживать направление. Летчики в таких случаях говорят "иду по приборам". При этом танк готов к бою сразу же после переправы. Помню, я принимал участие во внезапной проверке боеготовности в Группе советских войск в Германии (ГСВГ), которую проводил начальник Генштаба Вооруженных сил СССР маршал Николай Васильевич Огарков. Мы шли через реку с полным боекомплектом. И как только башня показалась над водой, отсоединили изнутри воздухопитающую трубу и открыли огонь по мишени. Главное — первым снарядом зарядить подкалиберный, чтобы он сорвал с дульного среза предохранительную насадку. Если фугасом бить, может рвануть прямо в стволе.

Преодоление танком водной преграды
Преодоление танком водной преграды

Без паники

Подводное вождение — один из важнейших и самых сложных этапов в подготовке экипажа. В каждой танковой части есть специальный бассейн с макетом танка, установленным на дне. Именно здесь военнослужащие учатся покидать машину в том случае, если она потеряла под водой подвижность. Каждый член экипажа имеет изолирующий противогаз, который начинает вырабатывать кислород при активации специального химического патрона. Сначала он начинает поступать в специальный мешок и оттуда — в маску танкиста.

Просто так из танка не выберешься — разница давления не позволяет открыть люки изнутри. Чтобы его выровнять, машину необходимо затопить. Кроме того, в таких бассейнах танкистов учат готовить танк к эвакуации, крепить буксировочные тросы. И все это — в одних изолирующих противогазах на глубине 5-6 метров.

© РИА Новости / Виталий АньковПерейти в фотобанкТанк Т-72 преодолевает водную преграду по дну водоема в рамках тактических учений подразделений 5-й общевойсковой армии ВВО
Танк Т-72 преодолевает водную преграду по дну водоема в рамках тактических учений подразделений 5-й общевойсковой армии ВВО

— На такое способен далеко не каждый военный, — подчеркнул Виктор Мураховский. — Бывало, что здоровых парней не брали в танкисты просто потому, что у них был прикус неправильный. С таким дефектом невозможно удерживать загубник изолирующего противогаза. Многих отсеивают по психологическим особенностям. Воды, на моей памяти, мало кто боялся. Но очень многие начинали паниковать в макете танка во время его затопления. Только представьте: вы сидите в замкнутом пространстве, которое постепенно заполняется водой. Тут нужны высокие морально-психологические качества, чтобы сохранить спокойствие и способность действовать как учили. И если военный не проходит такое испытание, его переводят в другие рода войск.

Личный опыт

Сколько речек довелось форсировать под водой самому Виктору Мураховскому, он вспомнить не может: говорит — много. От белорусского Немана и немецкой Эльбы до Мёши в Татарстане. В первый раз "погружался" еще на среднем Т-55 и далее по цепочке: Т-62, Т-64, Т-72 и Т-80. По его словам, командиры всегда идут под воду со своими экипажами. Переправа по дну — всегда очень большой риск, и чрезвычайные ситуации возникали регулярно.

© РИА Новости / Александр ПоляковПерейти в фотобанкТанки Т-80 во время учений по подводному вождению
Танки Т-80 во время учений по подводному вождению

— Помню, наши танки форсировали одну реку, противоположный берег был очень крутой, обрывистый, — вспоминает Мураховский. — Незадолго до переправы инженерно-саперные подразделения проделали в нем проход, чтобы машины смогли подняться на сушу. Но на одном танке сломался гирополукомпас, и мехвод "промазал" мимо назначенного участка. В итоге Т-62 начал карабкаться прямо на обрыв и опрокинулся обратно в воду кверху гусеницами. Только они из воды и остались торчать. Танк зарылся башней в грунт, при падении обломало воздухопитающую трубу. К счастью, ил закрыл образовавшуюся дыру, и вода через нее не поступала. На связь с экипажем мы выйти не могли — антенну рации тоже оторвало. Спасательная команда запрыгнула сверху на днище и начала перестукиваться с экипажем. Те отвечали. Мы выдохнули: значит, живы. К счастью, экипаж был подготовленный. Командир — сержант, которому до "дембеля" три недели оставалось, быстро организовал подчиненных. Они надели противогазы, активировали кислородные патроны, вытащили триплекс механика водителя и затопили танк. После чего вышли наружу через люк в днище. Порядком обалдевшие, конечно, от такого приключения, но живые и невредимые. Очень удивились, что танк на таком мелководье лежал: им казалось, что над ними метра четыре воды. Но даже такая ситуация при недостаточной подготовке экипажа может стать смертельной.

Безопасность
Комментарии
6 пользователей оставили 8 комментариев
Значит танкисты должны иметь статистику отказов по гирокомпасам
и если она неутешительна, иметь дублирующий.
Подводное вождение - это не манёвры, а сложное упражнение танкистов. Все экипажи, в полном составе ОБЯЗАНЫ выполнять это упражнение. И не просто так, а по нормативам. Кстати, 50 метров - это искусственный бассейн. Танк может преодолевать по дну водные преграды шириной до 1 километра и глубиной до 5 метров.
И всё-таки вершина боевой подготовки танкистов – стрельба штатным снарядом, днём и ночью.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена