Рейтинг@Mail.ru
Водолазы Севфлота раскрывают тайны "Томаса Дональдсона" - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Водолазы Севфлота раскрывают тайны "Томаса Дональдсона"

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаВодолаз Севфлота
Водолаз Севфлота
Читать ria.ru в
Дзен
Спустя 70 лет после гибели американского сухогруза "Томас Дональдсон" водолазам Северного флота удалось поднять на поверхность артефакты времен Великой Отечественной войны.

СЕВЕРОМОРСК (Мурманская область), 20 сен — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Северные моря в годы Великой Отечественной войны оказались драматическим театром военных действий. Полярные конвои под флагами союзников доставляли в порты Мурманск и Архангельск военную технику, снаряды, обмундирование, продукты и другие ценные грузы. Не все из них достигли конечной точки — каждый восьмой корабль оказался затопленным в северных водах.

Один из них — американский сухогруз класса "Либерти" "Томас Дональдсон". Спустя 70 лет после его гибели водолазам Северного флота удалось поднять на поверхность артефакты героической эпохи. Танки и зенитные орудия, дорожные катки и пушки, радиостанции и детали паровозов — ценные единицы техники и вооружения получили вторую жизнь, став экспонатами музеев боевой истории.

Роковая торпеда

Открытие Международного военно-технического форума АРМИЯ-2016
ВВС Севфлота получили пушку с затонувшего транспорта "Томас Дональдсон"
Американский транспортный грузовой корабль "Томас Дональдсон" (Thomas Donaldson) класса Liberty EC2-S-C1 ("Либерти") был построен в 1944 году. Жизнь его оказалась недолгой — за два месяца до окончания войны он в составе конвоя следовал вокруг Европы в Мурманск. Для противостояния воздушной атаке он был хорошо подготовлен – на борту имелись шесть зенитных крупнокалиберных пулеметов. Но вот перед подлодками противника корабль оказался беззащитен.

20 марта 1945 года, не дойдя 20 миль до Кольского залива, американский конвой попал в ловушку, поставленную немецкими подводниками — "Томас Дональдсон" был атакован торпедой с подводной лодки. Команда, опасаясь взрывов боеприпасов, успела покинуть корабль, но на глубину почти 60 метров ушел груз.

Много десятилетий место крушения сухогруза на морских картах обозначали крестиком. Это значит, что внизу на глубине есть затонувший объект, но что это за корабль, его название, историю, выяснить можно было, только спустившись под воду.

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаСпуск необитаемого аппарата во время поисковой операции Севфлота
Спуск необитаемого аппарата во время поисковой операции Севфлота

Разбор трюмов

Северный морской музей в Архангельске. Архивное фото
Северный морской музей получил в дар историческую технику времен войны
Ясность появилась лишь в 2010 году, когда к затонувшему "Томасу", лежащему на глубине 56 метров, спустились водолазы Северного флота. Как рассказывает замначальника управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Александр Ульянов, целью специалистов было не только обследовать и поднять затонувшую технику, но прежде всего — получить опыт работы на затопленных объектах в открытом море.

"Здесь мы, скажем так, совместили приятное с полезным — нам это дало практический опыт для работы наших специалистов в открытом море. Наша задача, прежде всего — работа по спасению личного состава на воде, подъем больших и малых грузов, лежащих на дне", — говорит Ульянов.

При попадании торпеды 132-метровый сухогруз развалился на три части. В трюмах остались грузы военного и гражданского назначения — танки, зенитные орудия, грузовая и легковая автотехника, грузовики "Шевроле", запасные двигатели к быстроходным катерам. Кроме того, союзники доставляли в Советский Союз дорожную технику — катки типа "Роллера", разобранные паровозы, рельсы, колесные пары для железных дорог, фермы для строительства. А также на борту было обмундирование и даже детская одежда и обувь.

По словам Ульянова, техника и теперь находится в хорошем состоянии. "Все металлические части, пролежавшие в воде более 70 лет, конечно, были подвержены коррозии. Но то, что связано с броней, с высококачественной сталью, сохранилось более чем отлично. Два танка, которые мы подняли, прошли небольшую реставрацию и сегодня их можно увидеть в музее в Сафоново (Мурманская область) и в музее артиллерии в Санкт-Петербурге", — рассказывает руководитель поисковой операции.

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаПоисковые работы на судне "КИЛ-143"
Поисковые работы на судне КИЛ-143

90% успеха в море — работа на берегу

Глубоководный аппарат Пантера +. Архивное фото
Поисковики Северного флота подняли паровоз с затонувшего в годы войны судна
С каждым годом спуски водолазов к затонувшему сухогрузу становились все более успешными — учитывались ошибки и недочеты прошлых лет, совершенствовалась техника и методы работы. Летом 2016 года непосредственно поисковые работы длились в общей сложности меньше трех недель.

За это время специалистам удалось извлечь из глубин американское морское орудие, 90 —миллиметровую зенитную пушку, средний танк Sherman M4A2(76)W весом 36 тонн, носовое палубное орудие, два дорожных катка Cadet Roller, танковую и общевойсковую радиостанцию. Кроме того, на поверхность были подняты котловая и ходовая части паровоза, колёсные пары, двигатель жидкостного охлаждения и два автоматических зенитных пулемета "Эрликон".

"90% успеха зависят от подготовки. Все должно быть подготовлено на берегу — люди, материальная часть, документы. А выходить в море и работать необходимо подготовленными", — считает Ульянов. В подъеме затонувшей техники в этом году было задействовано около 150 человек, включая экипажи кораблей.

В ходе этой сложнейшей операции каждый должен был понимать свою роль и задачу. Одни из самых сложных задач — у водолазов. На спуск, осмотр места и работу на сухогрузе у каждого есть по 10-15 минут: работать дольше на такой глубине опасно для здоровья — кровь насыщается азотом, и его необходимо вывести. На борту всегда находились две декомпрессионные барокамеры, чтобы водолазы могли быстрее восстановиться.

В помощь водолазам — телеуправляемые необитаемые подводные аппараты "Пантера Плюс" и "Обзор ПРО". По оценкам специалистов, они показали себя с хорошей стороны, как и другое используемое в работе оборудование российского производства.

"С 2000-х годов у нас началась поставка оборудования. В последние десять лет мы его используем постоянно и с хорошими результатами. Технические возможности улучшились — военная промышленность поставляет какие-то новинки, и мы их используем", — поясняет Ульянов.

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаВодолаз Севфлота
Водолаз Севфлота

Вперед в прошлое

Американский средний танк Шерман, поднятый специалистами управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота со дна Баренцева моряСудно КИЛ-143 во время операции по подъему американского танка Шерман со дня Баренцева моряВодолазы Севфлота подняли со дна Баренцева моря танк времен войныВоеннослужащие Северного флота после подъема американского среднего танка Шерман со дна Баренцева моря
Водолазы Севфлота подняли со дна Баренцева моря танк времен войны
И хотя руководитель поисковой операции подчеркивает, что главная задача специалистов на "Дональдсоне" — тренировки и отработка навыков спасения, участникам трудно удержаться от мыслей о том, что происходило в этих местах больше 70 лет назад.

"При обследовании судна мы видели оборванный буксирный конец, отсутствие якоря, его разрушение, разломы и все остальное. И конечно, в голове появлялась картина — как все происходило. С одной стороны — печально все это видеть, представлять себе, как все было. Но с другой – радостно, что мы его нашли", — говорит Ульянов.

Находки с "Дональдсона" после реставрации разошлись по разным музеям. Сегодня у этих танков и орудий более бравый вид, чем после подъема с глубины. Участники операции узнают их среди многих других — по одним им знакомым приметам. Военные специалисты составили свое мнение и о технических характеристиках находок.

"В американской технике все автоматизировано — кнопки, электроприводы. У них тогда уже многое было связано с электроникой. Это отличает их технику от немецкой. Немцы же — отличные механики — у них все на приводах, шкивах, передачах", — рассказывает замначальника управления.

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаСудно "КИЛ-143"
Судно КИЛ-143

Будущие находки

Водолаз. Архивное фото
Водолазы подняли орудие с затонувшего транспорта в Баренцевом море
Поисковый сезон на открытой воде на севере очень короткий, да и других задач у управления поисково-спасательных работ более чем достаточно. Однако уже сегодня у его специалистов есть планы на сезон 2017 года. "Хотим поднять четыре танка "Шерман", 90-миллиметровые зенитные орудия, элементы конструкции паровоза, двигатели жидкостного охлаждения "Элисон" и другую военную технику", — рассказывает Ульянов.

По его словам, водолазам предстоит расчищать разрушенные металлоконструкции, после этого можно будет поднять крышки трюма и решать, что извлекать в первую очередь. И какими бы планами, директивами, инструкциями и прочими документами не регламентировалась эта работа, элемент творчества, поиска нестандартных решений всегда присутствует.

"Мы с 2010-го каждый год работаем на "Томасе". И ни одна работа не похожа на другую, силы меняются, подготовка где-то лучше, где-то хуже. Все зависит от времени, погоды, подготовки… многих факторов. Все должно сойтись, и тогда все получится", — уверен руководитель поисковых работ.

Возможно, новое оборудование позволит в следующем году работать еще более эффективно. Например, планируется использовать для погружений нормобарические скафандры. Их особенность в том, что внутри них — нормальное атмосферное давление, и водолаз дышит обычным воздухом. Компрессия и декомпрессия при таких погружениях не нужны, не требуется барокамера.

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаВодолаз Севфлота во время поисковой операции
Водолаз Севфлота во время поисковой операции

Новые задачи сухогруза

Так случилось, что "Томас Дональдсон" в годы войны не сумел выполнить свою основную задачу и доставить ценный груз в порт. Но сегодня его миссия оказалась важной и нужной — он стал естественным учебным полигоном для тренировок уникальных специалистов.

"Задача не стоит — найти и поднять. Мы должны уметь все и быть готовыми ко всему — тушить пожары в море, спасать и искать людей, брать на буксиры аварийные корабли, спасать их от затопления. Задача стоит в готовности оказывать помощь", — поясняет Ульянов.

Он уверен: после тренировок в таких условиях уходит боязнь открытого моря, появляются натренированность и опыт. И это важно не только для водолазов, но и всех, кто участвует в операции — от капитанов до матросов – тех, от кого во многом зависит безопасность на море.

Историческая справка

Прибытие первого конвоя в Советский Союз стало началом военной операции продолжительностью более четырех лет. В период с 1941 по 1945 год в Архангельск и Мурманск в сопровождении кораблей Великобритании пришли около 1,4 тысячи судов в составе 42 конвоев из различных стран. За это время были потеряны 85 торговых судов и 16 кораблей королевского военно-морского флота, тысячи военных моряков из союзнических стран погибли.

Союзные конвои имели стратегическое значение как для СССР, так и для западных держав. Грузы сами по себе имели неоспоримую ценность для Советского Союза, кроме того, в ходе действий по защите конвоев гитлеровским вооруженным силам наносился значительный урон. Огромное значение имела и моральная составляющая операций: конвои являлись практическим воплощением сотрудничества стран антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом.

© Фото : предоставлено управлением поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флотаВодолаз Севфлота
Водолаз Севфлота
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала