МОСКВА, 30 авг — РИА Новости. Архив бывшего майора госбезопасности Василия Митрохина считается самым ценным источником информации о деятельности КГБ, и о том, что узнал мир из этих документов, Чешскому радио рассказал профессор Кембриджского университета Кристофер Эндрю.
Профессор Эндрю — крупный специалист по истории советской внешней разведки. Он — единственный историк, допущенный к архиву советского перебежчика в последние 18 лет, сообщает Чешское радио. Две книги о разведывательных операциях советской секретной службы он написал вместе с Олегом Гордиевским, другим офицером КГБ, сбежавшим на Запад.
Митрохин, работавший архивариусом Первого главного управления КГБ (внешняя разведка), копировал документы в течение многих лет. В 1992 году он бежал в Великобританию, где скончался в 2004 году в возрасте 81 года. В июле Кембриджский университет открыл для общественности засекреченные на протяжении многих лет документы из этого архива.
По словам Эндрю, мотивы действий Митрохина были "такими же, как и у других диссидентов — как явных, так и тайных… Мы говорим о людях, которые после тайного доклада Хрущева в 1956 году верили в продолжение десталинизации. Они надеялись, что наступит "социализм с человеческим лицом". И они его действительно дождались с приходом Пражской весны 1968 года. Когда же "социализм с человеческим лицом" уничтожили танки СССР и его союзников из Восточного блока, эти люди пришли к одинаковому выводу — о том, что бессмысленно надеяться на эволюцию существующей системы и на то, что она начнет уважать права человека. Единственное, что имело смысл — попробовать свергнуть эту систему", — рассказывает Кристофер Эндрю.
Британский историк уверяет, что архивариус был именно борцом с режимом и рисковал ради этого жизнью.
"Если бы выяснилось, что Митрохин выносит из архива оригиналы и копии документов, что он делал на протяжении 12 лет, последовал бы тайный процесс, смертный приговор и выстрел в затылок. Мы бы никогда о нем не узнали", — утверждает он.
На первую встречу с британской разведкой в Риге Митрохин принес часть материалов о личностях агентов-"нелегалов", и, поскольку эти данные совпали с имевшимися у MI-6, ему поверили. Он передал британцам все данные об агентах, включая их новые имена, дату рождения, агентурные клички и фальшивые документы. Митрохин правильно рассчитал, что некоторых из этих людей британская разведка будет знать. Так разведчики поняли, что у этого человека есть особый доступ к секретной информации, рассказал Эндрю в эфире Чешского радио.
С помощью британской разведки Митрохину удалось перевезти документы в Лондон — и время он выбрал подходящее: 75-ю годовщину Великой Октябрьской революции в 1992 году, вспоминает историк.
"Новинкой, о которой мы узнали из записок Митрохина, было то, как КГБ использовал так называемых нелегалов — своих офицеров и агентов, которые были максимально засекречены и меняли не только имена, но и национальность. До появления материалов Митрохина всегда считалось, что КГБ отправляет своих "нелегалов" только на Запад, но на самом деле эти агенты гораздо чаще, чем на Западе, использовались в странах советского блока", — поделился Кристофер Эндрю.
В документах Василия Митрохина, по его словам, содержатся и данные о деятельности "нелегалов" в Чехословакии после 1968 года, включая список людей, с которыми агенты должны были установить контакт. В списке можно найти имена нескольких известных писателей, журналистов и студенческих лидеров, например Карела Кованды — бывшего посла Чешской Республики при НАТО.
Задачей КГБ в Чехословакии, продолжает он, была не только вербовка агентов. Комитет госбезопасности готовил и похищения известных чешских деятелей, в частности, ученого Вацлава Черного и писателя Яна Прохазки.
"Это был экстремальный пример того, на что готовы были пойти агенты КГБ с согласия политического руководства. Вспомните убийства советских эмигрантов в тридцатые годы, убийство великого "еретика" Льва Троцкого в 1940 году и великолепный план убийства "нелегалом" другого политического отступника — маршала Тито", — напомнил историк.
Чехословацкая разведка во всем подчинялась советской, сказал профессор Эндрю. У чехословацкой службы госбезопасности StB не было от советских братьев никаких тайн. С помощью чехословацкой разведки КГБ работал в странах Запада, например в Великобритании.