МОСКВА, 19 дек — РИА Новости. Госдума в среду приняла во втором и третьем чтении закон "О Гособоронзаказе". Документ устанавливает головного заказчика ГОЗ, определяет виды цен на продукцию, вводит ответственность за срыв оборонзаказа.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2013 года.
По словам председателя комитета по обороне Владимира Комоедова, система государственных закупок должна учитывать особенности размещения заказов и специфику разработки, производства и ремонта вооружения, военной и специальной техники.
Контракты и цены
Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа, определяет принципы и методы госрегулирования цен на товары, работы, услуги по гособоронзаказу.
"Ко второму чтению в законопроекте уточнено определение головного исполнителя — теперь это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ", — сказал депутат.
Вводится дополнительная обязанность госзаказчику — обеспечить приемку продукции по ГОЗу в соответствии с условиями госконтракта. Госзаказчик, в свою очередь, имеет право осуществлять контроль в части обеспечения исполнителем поставок продукции по ГОЗу — это условие вносится в госконтракт.
Другим дополнением устанавливается механизм компенсации убытков головному исполнителю в случае неиспользования его производственных мощностей заказчиком.
В законопроекте определены виды цен на продукцию по гособоронзаказу — ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена и цена, возмещающая издержки.
Что касается обеспечения выполнения гособоронзаказа, законопроектом устанавливается, что финансовые средства, выплачиваемые госзаказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение ГОЗ и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств, сказал Комоедов.
Кроме того, кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, в том числе под государственные гарантии РФ, в целях выполнения заданий гособоронзаказа, сведения о которых составляют государственную тайну, должны иметь соответствующую лицензию в соответствии с требованиями законодательства России, заключил он.
Конкурс, торги, сроки
Учитывая практику формирования оборонного заказа на протяжении последних лет, в законопроекте уточнены предмет регулирования закона с учетом норм 94 федерального закона (госзакупки) с особенностями размещения оборонного заказа. Введено понятие основных показателей гособоронзаказа с учетом бюджетного процесса и норм бюджетного кодекса РФ, отметил первый зампред комитета по обороне Сергей Жигарев.
"Кроме того, исключен ряд норм, не соответствующих действующему законодательству. Установлены особенности размещения гособоронзаказа", — рассказал Жигарев.
Так, согласно закону, заказчик будет иметь право при размещении оборонного заказа путем проведения торгов не устанавливать требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения госконтракта в ряде случаев.
При размещении гособоронзаказа на вооружение, военную, специальную технику и военное имущество, принятых на вооружение, конкурсная документация должна содержать указания на их наименование или товарный знак, подчеркнул депутат.
Определение начальной цены госконтракта при размещении гособоронзаказа путем проведения торгов, а также определение цены государственного контракта в случае размещения гособоронзаказа у единственного поставщика осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством.
По словам Жигарева, закон дает право российскому кабинету министров устанавливать сроки размещения оборонного заказа. "Соответственно, возникает ответственность заказчика за срыв этих сроков", — сказал депутат.
ОПК и рентабельность
Принятие во втором чтении законопроекта по Гособоронзаказу — это большой шаг вперед, заявил первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев, курирующий сферы ОПК.
Он напомнил, что депутатами промышленного комитета был инициирован большой блок поправок к правительственной концепции законопроекта, учитывающих интересы ОПК и, в частности, непосредственно 200 основных предприятий оборонной отрасли.
"Теперь законопроектом закрепляются приоритет интересов российского производителя и вопросы, касающиеся ценообразования. В частности, была поддержана поправка о введении минимальной рентабельности предприятий, о чем неоднократно говорил президент РФ Владимир Путин ", — уточнил Гутенев.
При этом он сообщил, что депутаты отказались от идеи установление четкой границы рентабельности в 15%. "Установление максимальной цены и минимальной рентабельности полностью отвечает интересам повышения конкурентоспособности предприятий оборонной промышленности", — пояснил первый зампред комитета.
Основная редакция проекта закона, сказал Гутенев, отражает гибкую систему ценообразования, которая позволит не только обеспечить министерство обороны качественной техникой в срок, но и сформировать техническую базу для предприятий всего оборонно-промышленного комплекса.
"Важно, что определено функционирование и министерства обороны и всего ОПК в рамках нового закона, который определяет несколько моделей ценообразования и составления контракта", — заключил он.